Без смены психологии пошлины не помогут

Сегодня Правительство России будет рассматривать концепцию развития отечественного автопрома до 2010 года. Цель концепции -- увеличение выпуска отечественных автомобилей, повышение доли автомобилестроения в ВВП. И тот и другой показатели должны вырасти в

<BR><BR>Сегодня Правительство России будет рассматривать концепцию развития отечественного автопрома до 2010 года. Цель концепции -- увеличение выпуска отечественных автомобилей, повышение доли автомобилестроения в ВВП. И тот и другой показатели должны вырасти в 2 раза.<BR><BR>Основным стержнем концепции является введение запретительных пошлин для ввоза в страну подержанных автомобилей. Отечественные автомобилестроители (и западные компании, создающие в России собственные производства) хотят отсечь от постоянно растущего рынка конкурентов, используя надежный и проверенный способ -- экономический. Убеждая власти в необходимости такой меры, отечественные автопроизводители используют также старые аргументы: мол, едва поднимающей голову отечественной автомобильной промышленности уже много лет мешают развиться до нормального состояния дешевые подержанные автомобили, которые предпочитают несознательные россияне. Но вот как только пошлины введут, российский автопром и сам воспрянет и, как могучий бык, избавившийся от назойливых мух, поднимет своими рогами всю российскую экономику.<BR><BR>Мировой (и отечественный) опыт показывает, что, лишившись конкурента, редко кто начинает работать лучше. Введение пошлин приведет прежде всего к возникновению нелегального импорта (как следствие -- потерям бюджета), а затем и к увеличению стоимости отечественных машин (цены никто сбивать не будет).<BR><BR>Впрочем, рабочая группа, готовящая концепцию, не упирается в одни только пошлины -- задачу пытаются решить комплексно, так, чтобы стимулировать западные компании создавать производство автомобилей в России. То есть разработчики концепции не то чтобы борются со всеми конкурентами без разбору -- лишь с импортом. То есть руководители автопрома не о своем благе пекутся, а скорее радеют в целом за российскую экономику. Мол, хочешь конкурировать -- пожалуйста. Но конкурируй при помощи отечественной продукции. Однако пока западные фирмы, уже создавшие в России свое производство, подключать к процессу российских поставщиков комплектующих не стремятся -- качество местных деталей не удовлетворяет европейским нормативам. В результате комплектующие закупаются в основном за границей. То есть стоимость автомобиля западной марки, произведенного в России, все равно значительно выше традиционных отчественных марок. <BR>Концепция может предусмотреть и стимулирование создания производств по поставке запчастей. Но наверняка с решением этой проблемы возникнут новые. Получается, что без развития нормального малого бизнеса (во всем мире основным поставщиком комплектующих для автопрома является именно малый бизнес), без грамотной инновационной политики, без существенных изменений в менеджменте предприятий Росавтопрома реализация концепции окажется малореальной. По крайней мере без решения этих вопросов введение одних только пошлин делу лишь навредит.<BR><B>Редакция</B>