00:0019 марта 200200:00
6просмотров
00:0019 марта 2002
Для подготовки специалиста по логистике у российской компании есть три пути: дорогой, подешевле и бесплатный. Можно оплатить учебу менеджера за границей, отправить его на краткосрочные курсы или ждать, когда появятся первые выпускники российских вузов.
<BR><BR>Для подготовки специалиста по логистике у российской компании есть три пути: дорогой, подешевле и бесплатный. Можно оплатить учебу менеджера за границей, отправить его на краткосрочные курсы или ждать, когда появятся первые выпускники российских вузов.<BR>Логистика пришла в Россию в начале 1990-х годов. Ученые постепенно перестали трактовать ее как буржуазную лженауку и начали интерпретировать как одну из ветвей общей экономической науки. Появились кафедры логистики, курсы в расписании институтов, снабженцы стали именовать себя специалистами по логистике. Однако до общего стандарта еще далеко. Об этом можно судить даже по разнобою в заработной плате, которую предлагают разные работодатели. Жалованье зависит от того, какой смысл работодатель вкладывает в понятие "менеджер по логистике", и колеблется в Петербурге в диапазоне от $100 до $1000.<BR><BR><B>За семь верст</B><BR>Сегодня в России пока преобладает взгляд на логистику как на транспортно-складскую технологию. Ситуация иногда доходит до абсурда. На некоторых предприятиях наряду со службами материально-технического обеспечения создаются параллельные службы логистики. В результате менеджеры той и другой службы тратят львиную долю рабочего времени на выяснение, кто чем должен заниматься. О выгоде, которую должна принести предприятию служба логистики, в таком случае можно забыть. Понимание логистики как дисциплины для организации бизнеса в виде потоковых процессов сложилось на Западе. Туда можно отправиться за знаниями. Это путь самый дорогой. Обучение по программе Logistics в США составляет примерно $19-20 тысяч в год. Необходимо отметить, что это официальная сумма. Редко кто платит ее целиком, даже иностранцы. Более-менее способные студенты могут сократить эту сумму по крайней мере вдвое благодаря разнообразным программам финансовой поддержки. Не обязательно ехать за знаниями за океан. Традиционно сильны в логистике английские школы бизнеса, например Cranfield School of Management. Но и в этом случае стоимость обучения не слишком отличается от американской. В некоторых западных бизнес-школах или университетах есть специализация Supply Chain. На нее также следует обратить внимание будущим специалистам по логистике, так как это понятие шире, чем логистика.<BR><BR><B>Российский путь</B><BR>Есть путь и подешевле. Собственные краткосрочные курсы по логистике создали многие российские вузы. Длительность обучения на таких курсах составляет 6 месяцев, а их стоимость, как правило, не превышает $1000.<BR>В 1999 году Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов в рамках Высшей экономической школы (ВЭШ) предложил программу повышения квалификации "логистический менеджмент". Это 100-часовая программа для руководителей фирм, персонала служб коммерции, сбыта, логистики, снабжения, организации продаж, транспорта и складирования. Успех этой программы заставил ВЭШ предложить программу профессиональной переподготовки под тем же названием "Логистический менеджмент", но объемом более 500 учебных часов и рассчитанную на два семестра. Программа будет давать право профессиональной практики в сфере логистики.<BR>Самый длинный путь -- бесплатный. Существует государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 062200 "логистика". Семь вузов России получили право готовить специалистов квалификации "логист" (такое определение получила квалификация).<BR>В Петербурге высшее образование по специальности "логистика" можно получить в Финэке и Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете (Инжэкон). Можно отправиться учиться также в московскую Высшую школу экономики, Российскую экономическую академию им. Плеханова, Государственный университет управления, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана и Ростовскую государственную экономическую академию.<BR>Предварительные итоги образовательного эксперимента можно будет получить не раньше 2005 года, когда появятся первые выпускники-логисты.<BR>