Выставочный бизнес запрограммируют

Весной этого года выставочный бизнес в Петербурге ожидают большие перемены. В городе наконец должна появиться программа и концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности.

<BR>Весной этого года выставочный бизнес в Петербурге ожидают большие перемены. В городе наконец должна появиться программа и концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности.<BR>В результате администрация города хочет резко -- в 2-3 раза -- увеличить поступления в бюджет от выставочной деятельности. Между тем участники рынка до сих пор бурно дискутируют о необходимости выделения нескольких приоритетных выставок, а также о строительстве огромного экспоцентра в районе совхоза Шушары.<BR><BR>Анатолий Котов,<BR>начальник отдела выставочно-ярмарочной деятельности Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:<BR>"В течение 10 лет выставочное движение у нас никем и ничем не регулируется. Пока нет программы, мы не можем оказывать финансовую поддержку важным для инфраструктуры города выставкам. Сейчас поступления в бюджет от деятельности выставочных компаний и сопутствующих организаций составляют 2-2,5%. Создание системы поддержки и реализация направлений развития выставочно-ярмарочной деятельности, предусматриваемых концепцией, позволят нам увеличить долю доходов от выставочной деятельности до 6-7%, а это уже приличная сумма.<BR>Пока из-за отсутствия внимания государства к проблемам выставочно-ярмарочной деятельности как в России, так и в городе существует множество проектов, дублирующих друг друга. В сентябре мы открываем выставку "Российский промышленник", а неделей раньше в Нижнем Новгороде проводится выставка "Промышленная неделя". Жесткой отраслевой регламентации, связанной с министерствами, не существует, эту роль выполняют общественные отраслевые организации, которых в городе около 200. В этой связи весьма важна позиция администрации Петербурга. А именно в определении форм поддержки и условий для развития этой деятельности, в выборе приоритетных выставок, в создании прозрачных процедур, связанных с координацией администрацией выставочно-ярмарочной сферы. Конечно, город не может поддерживать 200 выставок, это должно быть 20-30-40 проектов, важных для города. Один из таких приоритетов -- Международный военно-морской салон, который пройдет в Петербурге с 25 по 29 июня 2003 года. Наш интерес в этой области определяется объективными экономическими причинами.<BR>Судостроительные мощности города составляют 30% от российских, а доля научных разработок предприятий Петербурга -- свыше 70%. Город выделяет средства только на подготовку инфраструктуры. Чтобы свет был на пристанях, чтобы люди нигде не упали. В этом году на инфраструктуру выделено 3 млн рублей. На следующий год будет достаточно 5-8 млн рублей.<BR>Одно из главных направлений развития -- строительство нового выставочно-ярмарочного комплекса. Возможности "Ленэкспо" ограничены, площадь же нового комплекса может составить от 100 тыс. до 200 тыс. м2, а стоимость одного метра -- $300-400".<BR><BR>Виталий Смородин,<BR>генеральный директор выставочного объединения "Сивел":<BR>"По данным генерального директора "Ленэкспо" Сергея Алексеева, в 2001 году использовались лишь 30% площадей комплекса "Ленэкспо" (25 тыс. м2). Если же будет осуществлен мастер-план развития "Ленэкспо", разработанный фирмой ФААГ (Франкфурт), предусматривающий расширение выставочных площадей до 60 тыс. м2, то будут использоваться лишь 12% площадей.<BR>И в такой ситуации поднимается вопрос о строительстве нового выставочного комплекса в 200-250 тыс. м2. Я не согласен с тем, что в настоящее время в Петербурге нет полноценного, соответствующего потребностям нашего города выставочного центра. Возможно, мы и уступаем некоторым европейским центрам в дизайне, но это не повод для увеличения площадей, которые мы не в состоянии загрузить полностью.<BR>В 2001 году нам удавалось на наших выставках обеспечить полную загрузку всех 1500 м2 имеющихся в нашем распоряжении выставочных площадей. Просто цены были до 4 раз ниже, чем в среднем по городу. В 1993-1994 годах "Сивел" участвовал в комплектации 12 выставок "Ленэкспо", а сейчас лишь в двух. Это связано с тем, что на повторных выставках мы можем зарабатывать, только привлекая новых экспонентов, а старые автоматически становятся клиентами "Ленэкспо". В результате трудно говорить о какой-то заинтересованности в сотрудничестве.Что касается приоритетных выставок, то этот факт носит "признательный" характер, подтверждающий уже достигнутый уровень и статус выставок, но не имеет регулирующего значения".<BR><BR>Михаил Злыдников,<BR><B>генеральный директор</B><BR>ЗАО "Всемирная ярмарка "Российский фермер":<BR>"Очень здорово, что наконец появится концепция. Наконец станет понятно, во что мы играем -- в баскетбол или футбол. Концепция -- это правила игры, а уже под нее можно писать четкую экономическую программу по поддержке выставочного движения. В развитых странах все это давно есть. К примеру, в 2000 году правительство Германии на поддержку выставок выделило DЕM1 млрд. Они просто элементарно подсчитали, что эти деньги, только уже в количестве DЕM1,6 млрд, возвращаются в бюджет в виде налогов. Да что в развитых -- на недавней "Зеленой неделе", вижу, идет толпа: портфели, галстуки на боку, сразу видно -- наши. Оказалось -- белорусы, директора колхозов: батька (президент Лукашенко) послал учиться на выставку. Меня поразило их отношение.<BR>Во время разговора они все время хотели куда-то убежать: по итогам поездки надо подробно отчитаться -- показать, что деньги из бюджета не зря потрачены. Рядом -- азербайджанцы, и то же самое: бегают, крутятся, изучают... Тебе голову оторвут к чертовой матери, если не отчитаешься. Все правильно -- контроль должен быть.<BR>Другое дело, как определять приоритеты. В прошлом году в городе, если не ошибаюсь, было 56 приоритетных выставок. Должно же быть 10-12 -- по одной в каждом направлении: строительство, здравоохранение, продукты питания, судостроение и т.д. Сейчас же в области продуктов питания проводится 12 выставок, по строительству -- 14 и т.д. Это что -- нормально? Фирмы не могут посетить все: в двух, максимум -- трех поучаствуют, и все: бюджет -- не резиновый. В итоге выставок 12 -- и все плохие. Получается, выставочники в чем-то обманывают посетителей и участников. Тот же "Российский фермер" мог быть в 2 раза лучше и больше.<BR>С отбором приоритетных выставок трудностей не будет. Просто должны быть жесткие критерии. Вора делает дырка в заборе. А прописаны, допустим, 15 критериев, которым должна удовлетворять выставка, чтобы стать приоритетной: по площади, количеству участников, числу посетителей и др. Вписываешься в эти рамки -- становишься приоритетным. И все. Но город эту дюжину выставок должен поддерживать и деньгами, и всем административным ресурсом. В прошлом году нам выделили 5,7 млн рублей, в этом -- пока только 2 млн. У нас четыре статьи расходов, которые надо покрыть в виде субвенций: ГСМ (мы оплачиваем участникам бензин и в результате можем регулировать цены на товары), строительство торговых рядов, уборка территории и культурная программа". (А.Кол., Д.Г.)