"Воркутауголь" присматривается к Усть-Луге

Воркутинские угольщики готовы экспортировать уголь через порт в Усть-Луге.

<BR><BR>Воркутинские угольщики готовы экспортировать уголь через порт в Усть-Луге.<BR>Такое решение руководство ОАО "Воркутауголь" приняло после участия в Первой северной конференции грузовладельцев, транспортирующих свои внешнеторговые грузы через российские порты, которая прошла в начале марта в Архангельске. Конференция созывалась для выработки условий снижения транспортных издержек грузовладельцев (см. "ДП" №39/02, www.dp.ru). Как пояснил "ДП" заместитель генерального директора -- начальник управления по качеству и сбыту ОАО "Воркутауголь" Владимир Черкасских, принимавший участие в работе конференции, терминал в Усть-Луге для воркутинских угольщиков, безусловно, предпочтительнее уже действующих портов, но пока это только предположение: "Я не могу сегодня оценить экономической выгоды от транспортировки угля через терминал в Усть-Луге, никаких реальных параметров пока нет, да и, собственно, конкретных предложений -- тоже".<BR><BR>Партнеры финские...<BR>Угольный терминал в Усть-Луге интересен для воркутинских угольщиков прежде всего тем, что один из наиболее стабильных партнеров ОАО "Воркутауголь" -- финский сталелитейный завод "Раутаруукки Стил". Ежегодно финны закупают 200-250 тысяч тонн воркутинского угля, подписан договор на 2002 год на аналогичный объем.<BR>"С нашими финскими партнерами мы работаем через порты Ленинградской области, в частности через порт в Высоцке, -- говорит Владимир Черкасских, -- но основная проблема при экспорте в Европу -- перегруженность Октябрьской железной дороги". Кроме того, в декабре 2001 года ОАО "Воркутауголь" подписало контракт на поставку в Европу еще 1,2 млн тонн угля.<BR>Назвать новых европейских партнеров ОАО "Воркутауголь" Виктор Черкасских пока не готов, но пояснил, что в Воркуте до сих пор не могут приступить к отгрузке угля по этому контракту из-за отсутствия транспортных возможностей. При их появлении воркутинский уголь на экспорт пойдет через Архангельск.<BR><BR><B>...и немецкие</B><BR>Доля ОАО "Воркутауголь" в общероссийской добыче коксующегося угля составляет 13,6%, самой дефицитной марки "Ж", использующейся в сталелитейной промышленности, -- 49,9%. В декабре 2001 года ОАО "Воркутауголь" посетили специалисты немецких компаний INTENS GmbH и AMCI Carbon для ознакомления с технологией обогащения угля этой марки. Немецкие партнеры намерены сделать воркутинский уголь одним из приоритетных продуктов на насыщенных углем рынках ЕЭС, США и Южной Америки.<BR><BR><B>Мировая конъюнктура</B><BR>Наиболее крупным отечественным потребителем воркутинского угля марки "Ж" -- до 60% -- является сегодня ОАО "Северсталь" (г. Череповец), в связи с уменьшением экспорта череповецкой продукции объемы закупаемого в Коми угля постоянно снижаются и продажа угля в Европу становится для Воркуты все более актуальной.<BR>В прошедшем году ОАО "Воркутауголь" экспортировало только полмиллиона тонн угля, хотя потенциально, как считает Владимир Черкасских, готово экспортировать 1,5-2 млн тонн. Всего ОАО "Воркутауголь" в прошлом году добыло 9 млн тонн коксующегося и 4 тонны энергетического угля. ОАО "Воркутауголь" добывает уголь в Печорском угольном бассейне, втором по запасам и ресурсам после Кузбасского, площадью более 100 тысяч км2, который насчитывает 242 млрд тонн общих геологических ресурсов каменного угля, из которых кондициям соответствуют 58,4 млрд тонн. Суммарные балансовые запасы 11 разведанных месторождений составляют около 8,7 млрд тонн.<BR>До конца 2002 года ОАО "Воркутауголь" намерено вложить более $17 млн в реконструкцию трех обогатительных фабрик и пяти перспективных шахт "Северная", "Воркутинская", "Комсомольская", "Заполярная" и "Аяч-Яга", которые могут сохранять свою нынешнюю мощность еще 20-30 лет.