Дамы в бизнес не играют. Они с ним заигрывают

Если успехи женщин чаще всего связывают именно с мужчинами, то развитие бизнеса, напротив -- с женщинами: они более социально ответственны.

<BR><BR>Если успехи женщин чаще всего связывают именно с мужчинами, то развитие бизнеса, напротив -- с женщинами: они более социально ответственны.<BR>Многие женщины получили свой бизнес в подарок от мужчин, чаще всего речь идет о традиционно женских видах бизнеса или о чем-то, что имеет отношение к эстетике. Один из последних примеров -- компания "НИКойл", покупку на прошлой неделе акций Ломоносовского фарфорового завода для жены совладельца "НИКойла" Николая Цветкова, Галины Цветковой, объясняют именно с увлечением фарфором последней. То есть попросту с хобби.<BR><BR><B>Бизнес-ячейка общества</B><BR>Часто женщина идет в связке с мужчиной, занимаясь деятельностью одного с ним профиля. Например, в Петербурге довольно заметна чета Потехиных, тяготеющая к информационной сфере, в которую они пришли разными путями, но впоследствии явно имели отношение к карьере друг друга.<BR>Гораздо реже встречаются "чистые" истории, когда, полагаясь исключительно на собственные силы, женщине удается встать у руля. Такая история произошла с Инной Климовой, которая год назад стала единственной женщиной -- генеральным директором порта в России. В ее карьере были эпизоды, связанные с сокращениями на заводе; работала учителем физики, бедствовала. Несколько лет назад поступает на должность секретаря, отправляется на курсы брокеров, впоследствии курирует проект в "Ленстройматериалах", связанный со скупкой акций Выборгского порта, который затем и возглавляет.<BR>Тем не менее, как показывает практика, своими силами женщины скорее могут сделать себе карьеру в западных компаниях, где лояльность к женщинам более явная.<BR><BR><B>Сфера влияния</B><BR>По статистике рекрутингового агентства Kelly Services за 2001 год, соотношение трудоустроенных женщин и мужчин выглядит следующим образом: на начальном уровне женщин и мужчин 50% на 50%, в менеджменте среднего звена женщины преобладают, их 60%, топ-менеджеры на 75% представлены мужчинами (при том что на работу было принято 63% лиц мужского пола). <BR>Директор петербургского отделения агентства Ирина Тамбовская связывает это с жизненным циклом: равные возможности при старте впоследствии могут вступать в противоречие с "семейными обстоятельствами", которые не всегда позволяют отдавать всю себя работе, что, собственно, требуется от топа.<BR>Ирина Тамбовская также отмечает, что, по статистике агентства, женщины преобладают (не говоря уже об обслуживающих сферах) в финансах и административных работах, мужчины -- в продажах, логистике, информационных технологиях. Юлия Никитина, генеральный директор петербургского офиса другой рекрутинговой компании -- Boyden International, считает, что до сих пор на рынке преобладает два типа компаний: со старым менеджментом, где о равноправии говорить пока рано, и с развитой управленческой средой, где делают ставку на профессионализм, вне зависимости от гендерных особенностей.<BR>Кстати, по мнению Жанны Майборода, коммерческого директора ЗАО "Веда", даже в таком бизнесе, как водочный, партнерство уже не является следствием чисто мужских отношений (притчей во языцех до сих пор остаются сделки в банях), все обусловлено более прагматичными соображениями, которые и открывают женщинам больше возможностей.<BR>Шаг влево, шаг вправо --<BR><B>расстрел</B><BR>"В моей практике были случаи, когда от деловых отношений приходилось отказываться в силу того, что конструктивных отношений не могло возникнуть именно из-за "дискриминации", -- рассказывает генеральный директор ЗАО "Первомайская Заря" Галина Синцова. -- Сложность "женской судьбы" заключается также в том, что в деловых отношениях, в отличие от мужчин, она не имеет права на ошибку. То, в чем простят мужчину, в жизни женщины-руководителя сыграет роковую роль. Ошибки женщин всегда связывают с тем, что она -- женщина".<BR>Большинство женщин-руководителей признают, что мужчины редко видят в женщине партнера, зато если наконец это происходит, отношения становятся более доверительными. "Ситуация упрощается тем, что мужчины не видят в женщине конкурента, поэтому им легче договориться", -- замечает Юлия Никитина.<BR><BR><B>Свой среди чужих</B><BR>Практикующие психологи считают, что пресловутая "дальновидность" и расположенность к стратегическим раздумьям мужчин часто приводит к тому, что достаточно во время переговоров к нему приблизиться, и он потеряет контроль над ситуацией: мужчина попросту не видит, что находится перед носом.<BR>Оставшись в "меньшинстве", женщина-руководитель иногда оказывается в более выгодном положении, ей легче отстроиться от конкурентов. Например, по наблюдениям Инны Климовой, иногда это дает себя знать во время визитов Министерства транспорта, где на "подавляющем" фоне мужчин молодая женщина не может не обращать на себя внимание. Выгодная "дискриминация" проявляется и в других ситуациях. По словам Юлии Никитиной, у нее есть примеры компаний, где коллектив, в котором преобладали целеустремленные, ориентированные на успех женщины-менеджеры, не принимал мужчин, которые бы только нарушили рабочую атмосферу, основанную в том числе на таком инструменте менеджмента, как чистая интуиция.