Энергомашиностроители доводят до ума газотурбины

Петербургские разработчики и производители энергетического оборудования вкладывают основные ресурсы в разработку и выпуск газотурбинных станций. Основными игроками на этом рынке выступают концерн "Силовые машины" и ОАО "Энергомашкорпорация" (ЭМК). Емкость

<BR><BR>Петербургские разработчики и производители энергетического оборудования вкладывают основные ресурсы в разработку и выпуск газотурбинных станций. Основными игроками на этом рынке выступают концерн "Силовые машины" и ОАО "Энергомашкорпорация" (ЭМК). Емкость рынка на ближайшие несколько лет исчисляется сотнями миллионов долларов.<BR>ОАО "Электросила", входящее в концерн "Силовые машины", объявило об успешном завершении стендовых испытаний турбогенератора мощностью 110 МВт для украинского НПП "Машпроект". Турбогенератор изготовлен для комплектации газотурбинной энергоустановки ГТЭ-110. "Машпроект", производивший раньше двигатели для военных кораблей, намерен поставлять газотурбинные электростанции на российский рынок.<BR>"Ориентировочный спрос на ГТЭ-110 и, соответственно, на наши генераторы на ближайшие 10 лет составляет около 100 штук", -- говорит генеральный директор ОАО "Электросила" Равиль Урусов. "Согласно контракту, подписанному в марте 2001 года, "Электросила" поставляет турбогенератор, систему возбуждения, пусковое устройство и систему технологического контроля ГТЭ".<BR>Одновременно "Силовые машины" продолжают продвигать газотурбинные энергетические установки собственного изготовления. Предприятия концерна изготовили комплектующие для ГТ-160. Эта газовая турбина мощностью 157 МВт выпускалась раньше СП "Интертурбо", дочерней фирмой АООТ "Ленинградский металлический завод" (ЛМЗ) и германского концерна Siemens, под маркой Siemens V-94/2 и по его лицензии. "Интертурбо" произвело 15 турбин, в том числе и для внешнего рынка. ГТ-160, которая станет первым "чистокровно русским" агрегатом, в ближайшие месяцы пройдет обкатку на испытательном стенде ОАО "Ленэнерго".<BR><BR><B>ГТЭ для ЕЭС</B><BR>"Силовые машины" работают и над совершенно новой газотурбинной установкой ГТЭ-180. Заказчиком выступает РАО "ЕЭС России", которое и финансирует разработку конструкторской документации. Общая стоимость проекта оценивается в 800 млн рублей, четверть этой суммы уйдет на проектные работы. В текущем году РАО "ЕЭС России" выделило разработчикам 58 млн рублей.<BR>Идея создать отечественную газотурбинную установку мощностью около 200 МВт (наиболее перспективную для региональных энергетических систем) была сформулирована еще в 1997 году. Было заключено соглашение о совместной деятельности между ЛМЗ, пермским ОАО "Авиадвигатель" и Всероссийским теплотехническим институтом. Работы были прерваны в 1998 году, поскольку тогдашнее руководство ЛМЗ сочло их малоперспективными. В 1999 году московское ОАО "Мосэнерго" предложило использовать головной образец ГТЭ-180 как базовый для парогазового блока Петровской ГРЭС. Он должен быть изготовлен в 2002 году и сдан в эксплуатацию в 2003 году.<BR>Одним из ноу-хау разработчиков является использование в энергетической установке лопаточного аппарата турбокомпрессора и элементов камеры сгорания авиационного двигателя. "Это не конверсия авиационных турбин в энергетические или приводные ГТУ малой мощности, что сейчас применяется в России, а именно использование HIGH TECH авиационного двигателя ПС-90 Пермского ОАО "Авиадвигатель" в мощной энергетической установке", -- поясняет Валерий Кондратьев, технический директор АООТ "ЛМЗ".<BR>Предположительная рыночная стоимость ГТЭ-180 -- $15 млн.<BR>Энергетики считают, что она может использоваться на крупных и средних региональных электростанциях, а также на теплоэлектростанциях. (РАО "ЕЭС России" включило использование ГТЭ-180 в свою программу технического перевооружения.) Ее кпд составляет 37%, кпд парогазовой установки на ее базе -- 55-58%. По оценке специалистов ЛМЗ, годовая экономия условного топлива на одном парогазовом блоке составит примерно $10 млн.<BR><BR>Энергетические "кубики"<BR>Если ЛМЗ до сих пор ориентировался на чужие конструкторские разработки, то петербургский инженерный центр ОАО "Энергомашкорпорация", напротив, занимается исключительно проектированием новых ГТУ. Заказы на оборудование ЭМК предпочитает размещать на собственных заводах на Урале, Центральной и Южной России, а также на сторонних предприятиях.<BR>"Энергомашкорпорация" делает ставку на разработку и производство небольших газотурбинных электростанций. За основу взят типовой модуль ГТ-ТЭЦ мощностью 9 МВт электрической и 20 Гкал/ч тепловой энергии. Несколько таких модулей -- и можно быстро строить силовые станции, подходящие к конкретным местным условиям.<BR>"Мы приступили к проектированию в мае 1999 года, несколько раз пришлось вносить серьезные изменения в проект, поскольку менялись условия рынка", -- рассказывает генеральный конструктор -- руководитель петербургского инженерного центра ОАО "ЭМК" Юрий Ануров. "Небольшие габариты, схемный подход делают такие станции очень удобными для муниципалитетов небольших городов или промышленных предприятий. А экономия за счет высокого кпд (в совокупности по теплу и электроэнергии -- 82%), использования современных технологий, в том числе возведение корпуса из сэндвич-панелей, применение болтовых соединений, большой ресурс работы удешевляют себестоимость энергии".<BR><BR><B>Сам себе Чубайс</B><BR>ЭМК ведет строительство 9 станций на основе ГТ-ТЭЦ, самая близкая к завершеиню -- ТЭЦ в городе Вельске Архангельской области. По словам Юрия Анурова, есть заявки еще на 18 станций, в перспективе же российский рынок может принять около 1000 энергетических блоков. Продвижение ГТ-ТЭЦ является инициативой самой корпорации, в этом ее не поддерживали ни государство, ни "ЕЭС России".<BR>"Рынок необходимо создавать самим. У нас на какой-то момент не было заказов на те же ГТ-ТЭЦ, и, кому бы мы их ни предлагали, нам отвечали, что проект хороший, но он не нужен. Мы сами на собственные деньги начали строительство, чтобы показать товар лицом потенциальным покупателям. Сбербанк РФ, рассмотрев нашу программу, выделил ресурсы под проектное финансирование", -- заявил заместитель генерального директора ОАО "Энергомашкорпорация" Алексей Плещеев на конференции "Перпективы и проблемы развития машиностроения для энергетического комплекса России в ХХI веке".<BR>ЭМК возлагает большие надежды на собственную новую разработку ГТ-ТЭЦ (М). При создании этого агрегата (сейчас ведутся проектные работы) впервые будут применены магнитные подшипники и другие революционные конструкторские решения.<BR><B>Справка</B><BR>Сейчас более 20% электроэнергии в мире вырабатывается с использованием газотурбинных установок, и эта доля непрерывно увеличивается.<BR>В России разработки в области газотурбинного энергомашиностроения были прекращены в 70-е годы. Сейчас их ведут кроме ОАО "Энергомашкорпорация" и концерна "Силовые машины" многие производители авиационных двигателей: ФГУП ММПП "Салют" (Москва), ОАО "Авиадвигатель" (г. Пермь) и др.<BR>Особо перспективное направление -- эксплуатация в базовых блоках на основе парогазовых технологий. Примером такого использования может служить первая в России парогазовая электростанция, строящаяся петербургская Северо-Западная ТЭЦ.<BR>Средние цены мирового рынка на газотурбинные и парогазовые энергетические установки "под ключ" достигают $700/кВт, (по данным справочника Gas Turbine World 2000-2001 Handbook).