00:0026 февраля 200200:00
9просмотров
00:0026 февраля 2002
Сегодня в БКЗ "Октябрьский" состоится ежегодное собрание общественности "Об итогах экономического и социального развития Санкт-
<BR><BR>Сегодня в БКЗ "Октябрьский" состоится ежегодное собрание общественности "Об итогах экономического и социального развития Санкт-<BR>Петербурга в 2001 году и задачах на 2002 год".<BR>Губернатор Петербурга Владимир Яковлев расскажет о стратегических задачах, значительных успехах и незначительных объективных трудностях. Примечательно, что ежегодно и задачи, и успехи, и трудности новы настолько, насколько хорошо они забыты.<BR>Сегодняшнее собрание общественности сенсаций не обещает. Все наиболее значимые проекты и достижения уже были озвучены на послевыборном собрании 1997 года и предвыборном 1999 года.<BR><BR><B>Открытая политика</B><BR>Администрация Петербурга ежегодно дает на сцене БКЗ представление под условным названием "Отчет о деятельности правительства Петербурга за прошлой год". Губернатор успешно отчитывается, его подчиненные отвечают на заранее известные вопросы, затем буфет и концерт.<BR>Начало отчетному периоду было положено в 1997 году. В тот год, утвердившись в кресле главы исполнительной власти Петербурга, Владимир Яковлев, декларирующий на выборах 1996 года приверженность делу москвича Лужкова, пошел своим путем и поделился творческими планами не с подчиненными, а c общественностью.<BR>Вместо рабочих совещаний c представителями госаппарата и бизнеса, кабинетного распиливания бюджетного куска, утомительного изыскания дополнительных доходов и способов привлечения к Северной столице инвесторов администрация Петербурга под буфет и концерт объявила "единую информационную политику".<BR>Новая политика оказалась эффективна и полезна для губернатора. 14 мая 2000 года Владимир Яковлев был переизбран на второй срок, и не последнюю роль в этом сыграло очередное собрание общественности от 2 февраля 1999 года, на котором и были объявлены главные предвыборные козыри губернатора.<BR><BR><B>Козыри пасуют</B><BR>Как в 1999 году заверил губернатор, ведущее место в экономике Петербурга продолжает занимать промышленность, развитие наукоемких технологий. Без притока инвестиций, как отечественных, так и иностранных, развитие науки и промышленности немыслимо. Сохранение направленности на стимулирование инвестиционной деятельности -- одна из важнейших задач. В качестве примера заботы об инвестициях губернатор привел открытие на площади Островского городского инвестиционного центра, где представлены первоочередные инвестиционные проекты.<BR>Однако в 2000 году наметилось падение инвестиций. Администрация Петербурга частично объясняет это так: "Сдерживающее влияние на инвестиционную активность в 2000 году оказали политические факторы: выборы Президента Российской Федерации и выборы губернатора Петербурга".<BR>По мнению чиновников, перспективы развития инвестиционного процесса в Петербурге связаны с двумя основными источниками: средствами государственных бюджетов и средствами внебюджетных инвестиций.<BR>В 2001 году конкуренцию работе губернатора по привлечению инвестиций составил полномочный представитель Президента в СЗФО Виктор Черкесов. Примечательно, что почти одновременно с рассказом губернатора в 2001 году на традиционном отчете перед общественностью о том, что вложено и куда пойдут деньги, приуроченные к 300-летию города, а также о перспективности инвестиций в Петербург на форуме "Инвестиции-2001", который проходил под патронажем полпреда Президента в СЗФО Виктора Черкесова, рассматривались проекты на те самые инвестиционные миллиарды долларов, которые так хотел вложить в дело губернатор Северной столицы.<BR>При этом мероприятия сближала и еще одна особенность -- закрытость.<BR>Пока администрация Петербурга открыто информировала общественность о "закрытых" инвествыставках и "сырых" инвестзаконопроектах, крупные западные инвесторы предпочитали вкладывать не в Северную столицу, а в Новгородскую и Ленинградскую области. Соседи делали все, чтобы упростить процедуру согласования проектов в "рабочем порядке", и в итоге значительно обогнали Петербург если не по количеству инвесторов, то по их качеству.
<BR>В отличие от иностранных инвесторов, в Петербурге оживились российские "условно инвесторы" -- бюджетные. В 2000 году доля инвестиций в Петербург из бюджетных источников составила 21%. Впервые за последние годы выросла доля федерального финансирования в общем объеме инвестиций в основной капитал -- с 3 до 6,2%. Это было вызвано поступлением средств федерального бюджета на подготовку спортивных объектов для проведения чемпионата мира по хоккею с шайбой в Петербурге. С учетом федеральных программ в связи с подготовкой к 300-летию основания города доля федеральных инвестиций еще более возрастет.<BR><BR>Бизнес малый...<BR>Ежегодная забота администрации -- малый бизнес. Почти в каждом отчетном документе предусмотрено, что для увеличения числа малых предприятий готовится упрощение системы налогообложения, совершенствуется система арендных платежей, развивается инфраструктура малого бизнеса.<BR>В 1999 году, по подсчетам администрации, в Петербурге более 100 тыс. малых предприятий обеспечивали 12% налоговых поступлений. Чиновники прогнозируют, что к 2004 году число малых предприятий увеличится еще на 12%, в первую очередь -- в научно-технической и производственных областях. Однако в документах администрации Петербурга, не попавших в общественно-значимые отчеты, говорится, что прогноз развития малого предпринимательства в Петербурге выполнен только в ценах соответствующих лет, так как в существующей государственной отчетности по малому предпринимательству отсутствует информация по показателям "объем продукции в сопоставимых ценах" и "индекс физического объема" по малым предприятиям. Иначе говоря, объективно оценить развитие малого бизнеса в Петербурге пока невозможно.<BR><BR><B>...и большой</B><BR>Отчитываясь за 2000 год, губернатор заявил о промышленном подъеме в 26%. Объем инвестиций перевалил за $1 млрд, безработица снизилась на 15%. Кроме того, Владимир Яковлев отметил заметный рост экспорта из Петербурга, причем более половины экспорта составляет продукция судостроения и машиностроения.<BR>В 2001-2002 годах ситуация в промышленности Петербурга действительно была стабильной. Но связано это в первую очередь не с успехами исполнительной власти в деле построения стабильной экономики, а со сложившейся благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой в важнейших отраслях машиностроительного комплекса города -- энергомашиностроении, электротехнической промышленности и судостроении.<BR>Крупнейшие предприятия города -- АООТ "Ленинградский металлический завод" и АООТ "Электросила" осуществляют поставку энергооборудования в Китай и Иран. А в судостроении значительно улучшило городские показатели строительство фрегатов для ВМС Индии, нефтеналивных судов для "ЛУКойла", атомного ледокола "50 лет Победы".<BR><BR><B>Чиновники и дороги</B><BR>В 1999 году, говоря о преобразованиях в инфраструктуре города, Владимир Яковлев отметил: "Продолжается строительство метро. В течение всего прошлого года велись непрерывные работы на пострадавшем от аварии участке Кировско-Выборгской линии. Мы восстановим этот участок. В 2000 году станция метро "Площадь Мужества" откроется". Станция действительно открыта. Но когда будет восстановлен участок, по-прежнему неясно.<BR>В 1999 году Владимир Яковлев поведал общественности: "В средствах массовой информации появились серьезные нападки, к примеру, на очень важную городскую новостройку -- Ледовый дворец. За счет городского бюджета этот проект осуществляться не будет. Наш Ледовый дворец строится на деньги инвесторов, и этот объект -- просто прорыв в ХХI век".<BR>Уже в конце ХХ века стало ясно, что прорыва не будет. В 1999 году с небюджетным финансированием Ледового дворца возникли проблемы. На помощь ОАО "Дворец спорта" приходит федеральный бюджет: он перечислил 220 млн рублей.<BR>Кроме того, губернатор обещал: "Будем строить кольцевую дорогу, привлекая для этого средства из различных внебюджетных финансовых источников".<BR>Сегодня строительство КАД по-прежнему ведется в условиях полной неясности с финансированием. Подрядчики, не будучи уверены в будущем и в финансировании проекта, работают далеко не в полную силу.