Будущее пейджингового рынка кроется в его укрупнении

ейджинговый рынок Петербурга за последний год необычайно преобразился.

<BR><BR>ейджинговый рынок Петербурга за последний год необычайно преобразился.<BR>Многообразие операторов, которому дивились российские и зарубежные аналитики, постепенно сходит на нет. В условиях стабильного падения интереса к односторонней связи операторы нашли единственный способ выжить -- укрупнение и консолидация на фоне крупных совместных рекламных кампаний.<BR>Возглавил процесс крупнейший петербургский оператор ООО "Пэйджнет" (торговая марка "Экском"). Начиная с июля 2001 года "Экском" педантично поглотил три компании, одну за другой. Первыми в "Экском" перешли на обслуживание 1000 пользователей пейджинговой сети BBG Communications (торговая марка BBG). Это произошло после того, как руководство BBG Communications приняло решение об уходе с рынка пейджинговой связи и переориентации на оказание услуг IP-телефонии. Несмотря на то что пользователям пришлось сменить номера своих пейджеров, они не разбежались. Роман Тантлевский, генеральный директор ООО "Экском", дилера "Пэйджнета", утверждает, что первый опыт был вполне удачным.<BR>Затем в октябре 2001 года произошло более значимое слияние. "Пейджнет" объединился с компанией "Вессо Телеком-СПб", имеющей статус петербургского филиала московского пейджинг-оператора ЗАО "Таском". На этот раз "Пэйджнету" достались 4000 абонентов. Уже после второго слияния подрастающему монополисту удалось занять треть петербургского рынка, имея в активе 22.000 пользователей сети. Операция прошла успешно. По словам руководства компании, практически никто из клиентов "Вессо Телеком-СПб" не отказался от услуг. В этом есть определенная заслуга "Пэйджнета", оставившего неизменными номера пейджеров и предоставившего много новых возможностей. К примеру, удобный номер операторской службы 053.<BR>Наличие трех частот позволяло "Пэйджнету" в перспективе подключить еще 8000 абонентов. Одна частота позволяет без потери качества обслуживать до 10.000 человек.<BR>Последним ударом "Пэйджнета" по рынку стало слияние с ЗАО "НЕДА" ("Неда-Пейджинг) в единую структуру под общим брэндом. Эти компании на момент сделки являлись самыми крупными игроками на петербургском рынке, имея на двоих более 30.000 активных абонентов. Таким образом, преодолев долгий путь, заняв половину пейджингового рынка города, компания "Пэйджнет" перестает существовать.<BR>Старт нового крупнейшего оператора переносится на лето 2002 года. Ранее планировалось, что компания начнет свою работу весной этого года, но из-за продолжающихся переговоров сроки были скорректированы. Контрольный пакет акций (60%) получит британская компания PageNet Ltd (владелец 96%-ной доли ООО "Пэйджнет"). Оставшиеся 40% достанутся ОАО "Телекоминвест", которому принадлежат 51% акций ЗАО "НЕДА". Генеральным дилером нового оператора станет ООО "Экском".<BR><B>Рынок подвешен</B><BR>Но тем не менее в Петербурге пока еще слишком много пейджинговых компаний. По оценкам московских аналитиков, на рынке односторонней связи не может существовать такое количество операторов, какое наблюдается сегодня. Рынок очень маленький, чуть более 50.000 абонентов, а операторов 9. В этих условиях выжить могут только сильные игроки.<BR>"Уже в 1996 году в Москве появилась тенденция к консолидации операторов пейджинговой связи, -- вспоминает Андрей Брагинский, вице-президент инвестиционной компании "Ренессанс Капитал". -- В конце концов остались только крупные игроки. А вообще у пейджеров в России, как мне кажется, перспективы развития близки к нулю" (см. "ДП" №187/01).<BR>Подобной точки зрения придерживаются и специалисты других столичных компаний. Надежда Голубева, аналитик инвестиционной группы "Атон", которая занимается исследованием телекоммуникационных рынков, вообще отказалась комментировать перспективы пейджинговой связи. "Сейчас этот рынок настолько мал, что у нас даже никто его анализом не занимался", -- говорит она (см. "ДП" №187/01, www.dp.ru).<BR>Однако петербургские пейджинговые операторы так просто не сдаются. Для привлечения пользователей операторы объединяются и проводят совместные рекламные акции. Был проведен "Пейджинг фестиваль", в котором участвовали семь компаний: ООО "Пэйджнет", ЗАО "Фул Край-Нева" (FCN), ЗАО "АОКС" ("Экспресс пейджинг-сервис"), ООО "ПТ- Пэйдж", ЗАО "НЕДА", ООО "Петерком", петербургский филиал ЗАО "Вессо-Линк Единая Пейджинговая". Оценить результаты PR-акций пока затруднительно, но организаторы надеются получать дополнительный прирост численности абонентов на 5-10% в год.<BR><B>Притормозил</B><BR>Присоединив за год трех операторов, "Экском" заканчивает экспансию. "В 2001 году мы разослали всем операторам предложения о слиянии, -- рассказывает Роман Тантлевский, -- кто согласился -- теперь с нами. А кто отказался, как сказал Джон Сильвер из "Острова сокровищ": "...тогда за нас заговорят ружья". Снижение цен на услуги не позволит мелким операторам остаться на плаву".<BR>По мнению Романа Тантлевского, для эффективной и стабильной работы пейджинговых операторов в Петербурге достаточно двух компаний. "Две -- это только для того, чтобы антимонопольные органы не цеплялись, -- говорит он. -- А в принципе, связка "Пэйджнет" + "НЕДА" способна обслуживать всех городских клиентов". На данный момент их не более 50.000 человек. Мегаоператор, обладая пятью частотами, способен обслужить их всех.<BR>За последние месяцы прошедшего 2001 года количество активных обладателей пейджеров упало с 60.000 до 50.000. Роман Тантлевский связывает это с приходом на петербургский рынок нового оператора сотовой связи и последующим снижением цен на услуги мобильной связи. "Сбежавшие от нас пользователи -- это тот самый класс клиентов, которые приносят операторам одни убытки, -- рассуждает генеральный директор ООО "Экском". -- Для них средство мобильной связи -- только очередной понт, платят они мало и нерегулярно. Теперь такими абонентами будут заниматься "МТС" и "GSM".<BR>На будущее пейджинговой связи в Петербурге Роман Тантлевский смотрит оптимистично: "Пейджер -- это как велосипед. Всегда найдутся люди, которые будут его использовать, несмотря на то что есть более мощные средства как передвижения, так и связи. Количество абонентов расти не будет, но операторов станет намного меньше". (Д.Б.)