00:0025 февраля 200200:00
4просмотров
00:0025 февраля 2002
2002 год не обещает российским автозаводам ничего хорошего. Отечественные автопроизводители лишатся форы, которую получили в результате кризиса 1998 года. В то время как представительства зарубежных автопроизводителей "выбивали" (и получали) в головных оф
<BR><BR>2002 год не обещает российским автозаводам ничего хорошего. Отечественные автопроизводители лишатся форы, которую получили в результате кризиса 1998 года. В то время как представительства зарубежных автопроизводителей "выбивали" (и получали) в головных офисах ценовые скидки для российского рынка, наши заводы постоянно цены увеличивали.<BR>По оценке Минпромнауки, в общем объеме проданных в России машин отечественные занимают: в 2001 году -- 80%, а к 2005 году составят уже 85%. В 2001 году в России было продано более 1,1 млн легковых машин, к 2005 году этот показатель может составить 1,5-1,6 млн, а в 2010 году приблизится к 2,2-2,5 млн. К 2010 году ожидается рост автомобильного парка до 33 млн автомобилей.<BR>Я в целом согласен с прогнозом и по росту объемов, и по долевому делению автомобильного рынка с одним небольшим "но": считаю, что рынок будет расти за счет увеличения выпуска отечественных машин до тех пор, пока не начнет работать хотя бы один из проектов сборки в России массовых моделей. Ведь даже Daewoo Nexia узбекской сборки на порядок лучше "ВАЗа". А если посмотреть сквозь призму вероятного строительства завода Skoda мощностью 150.000 автомашин Fabia в год с ориентировочной стоимостью $6-7 тысяч?!<BR>В 1999-2000 годах на фоне общего оздоровления экономики России появилась тенденция роста и в автомобильной промышленности. Однако все факторы роста являются форс-мажорными обстоятельствами, структурных изменений фундаментального плана нет, что говорит о неустойчивом положении отрасли и сохранении кризисных тенденций, способных в любой момент дестабилизировать производство.<BR>Правительство, разумеется, готово поддержать отечественных автопроизводителей, в том числе и введением новых пошлин на подержанные иномарки. Это вполне объяснимая и разумная мера, однако это не будет означать повышение спроса на продукцию российских производителей, скорее это вызовет эффект "отложенного спроса", с тем чтобы, выждав время, можно было выбрать более качественную импортную, либо переориентацию покупательских ожиданий на другие сферы, отказ от покупки автомобильной техники. В этой связи все будет зависеть только от способности российских автопроизводителей провести продуманную кампанию по привлечению потенциальных клиентов -- прежде всего за счет почти отсутствующего в России кредитования и различных форм лизинга.<BR>В конце 1998 года я составлял первый прогноз развития автомобильного бизнеса в России (для поступления в бизнес-школу BMW), в котором рассматривал все озвученные проекты по привлечению иностранной стороны для создания совместного предприятия.<BR>Большинство оказались нереализованными и поныне. Неудачей года следовало бы назвать очередную неудачную попытку чешской Skoda. Не менее показателен и практический уход компании Renault с производственного пространства России. Сотрудничество же АвтоВАЗа с GM вряд ли способно кардинально решить проблему с перспективными моделями.<BR>Иной пример -- компания Ford, продолжающая строительство завода во Всеволожске. Здесь планируется собирать Ford Focus, причем доля российских компонентов должна в соответствии с законодательством в течение 5 лет достичь 50%. Однако подобные прогнозы вряд ли станут реальностью. На сегодняшний день найдены всего два российских поставщика, отвечающих требованиям Ford. Планы же американцев весьма решительные: в 2005 году она рассчитывает продать в России 18 тысяч собранных Focus.<BR>Объемы продаж иномарок за первое полугодие 2001 года выросли более чем на 40%, а по отдельным маркам -- до 150-200%. В то же время импорт зарубежных подержанных автомобилей увеличился более чем в 4 раза: в Россию было ввезено около 660 тысяч таких машин. Рекордные показатели продаж иномарок в 2001 году вкупе с пессимистической оценкой развития мировой экономики позволяют ожидать еще большей агрессивности ведущих автопроизводителей на российском рынке.<BR>В этих условиях у автомобильной промышленности есть только год, чтобы успеть заложить основы стабильного существования и привлечь инвестиции. В 2003 году Россия должна будет выплатить по внешним обязательствам такую сумму, что Правительство вряд ли пойдет на следующую реструктуризацию долгов и не сможет выступить гарантом производственных программ.<BR>Пока же именно средства федерального бюджета как источник инвестиций -- прямых и косвенных -- играют для производителей ведущую роль. Пока никаких перемен в этой сфере не предвидится, что также затрудняет получение автозаводами необходимых им оборотных средств.<BR>Новые собственники заводов только начали вкладывать средства в конструкторские разработки. Очень слабо присутствуют в автомобильном бизнесе наиболее активные российские капиталы -- нефтегазовых компаний.<BR>Андрей Ломазов,<BR><B>сервис-менеджер</B><BR>компании "Гема-Питер"