00:0025 февраля 200200:00
17просмотров
00:0025 февраля 2002
Умение оценивать ювелирные украшения -- свойство почти того же порядка, что и знание хороших вин. Только гораздо сложнее. Потому что ни один человек, глядя на изделие, которое в данный момент украшает даму, не в состоянии определить, насколько высоки хара
<BR><BR>Умение оценивать ювелирные украшения -- свойство почти того же порядка, что и знание хороших вин. Только гораздо сложнее. Потому что ни один человек, глядя на изделие, которое в данный момент украшает даму, не в состоянии определить, насколько высоки характеристики ее бриллиантов.<BR>Если вы не специалист, бриллианты одинакового размера за $200 и за $1000 будут выглядеть для вас примерно одинаково. Кстати, это утверждение мне довелось услышать на петербургской ювелирной выставке Junwex от одного из "алмазных" чиновников высшего ранга.<BR><BR>Вся история ювелирного дела убедительно свидетельствует -- продавцы часто поддавались искушению заменить драгоценный камень похожим на него, но более дешевым. Ведь минералы нередко выглядят почти одинаково, а стоят совсем по-разному. Не случайно еще Плиний-старший в начале нашей эры писал, что нет в мире такого обмана или мошенничества, которое принесло большей выгоды, чем подделка драгоценных камней.<BR><BR>Однако будем справедливы. Познания древних в минералогии были весьма примитивными, поэтому прозрачные камни одного цвета часто и назывались одинаково. Под видом рубина могла скрываться шпинель, гранат и красный турмалин. Сегодня известно, что некоторые из исторически известных рубинов на самом деле шпинель. Например, камни из сокровищницы британской короны -- "Рубин черного принца" и "Рубин Тимура", а также рубин в большой императорской короне Екатерины II оказались шпинелями. Под видом изумруда проходили хризолит, демантоид, зеленый турмалин, корунд. Многократно упоминавшийся в исторических хрониках монокль римского императора Нерона, по различным предположениям, был сделан из хризолита, изумруда или янтаря. История так и не узнала истинного ответа на этот вопрос.<BR>Уже во времена Древнего Рима и Древнего Египта появились первые имитации драгоценных камней из стекла и глазури. Некоторые технологии изготовления подделок живы до сих пор. Первые искусственные алмазы были получены англичанином Хэннейм в 1880 году. Они были микроскопически маленькими, а опыты по их получению -- чрезвычайно опасными. Каждая вторая из запаянных трубок, в которых находились исходные ингредиенты, взрывалась со страшной силой. Однако Хэнней остался жив и вошел в историю. Сегодня покупателей алмазов подстерегает опасность, имя которой -- муассанит. У этого минерала долгая и интересная история. Сначала он был выращен искусственным путем, затем его нашли в природе. Природа его происхождения, по мнению ученых, имеет метеоритный характер, за что продавцы рекламируют его как камень со звезды. До недавнего времени он имел весьма непрезентабельный вид и не представлял никакой ювелирной ценности, но благодаря стараниям ученых превратился в близкого родственника бриллианта. Представьте себе, чисто внешне он также блестит, играет и сверкает, а по некоторым объективным характеристикам превосходит бриллиант. В частности, у муассанита выше коэффициент преломления, дисперсия, ударная вязкость. Он гранится как алмаз, а в ограненном виде выглядит как бриллиант. Причем термотестер, 3 года назад самый современный прибор для идентификации бриллиантов, определял муассанит как бриллиант. Чем не замедлили воспользоваться жулики.<BR>Года три назад по России прокатилась волна мошенничеств. В щекотливые ситуации в основном попадали люди, приобретающие бриллианты на черном рынке. Один господин из крупного северного города обжегся на несколько сотен тысяч долларов. Закупил партию бриллиантов, а из нескольких самых крупных решил сделать гарнитуры жене и дочкам. Ювелирная фирма, куда он обратился с заказом, решила не рисковать. Сделанная экспертиза была неутешительна: бриллианты оказались муассанитами. Разница в цене, учитывая масштаб партии, была просто потрясающей. Карат муассанита стоит от $150 до $200, в то время как стоимость карата бриллианта во всяком случае ровно на порядок выше.<BR><BR>Сегодня уже существуют приборы, безошибочно идентифицирующие муассанит по особой теплопроводности. Геммологи научились отличать "камень со звезды" от его старшего брата. Проблема заключается в том, что огромное количество бриллиантов размерами больше одного карата продается на черном рынке, где возможно все. Единственный выход -- приобретать бриллианты только в солидных фирмах, которые покупают их на специализированных биржах. И в любом случае, покупая драгоценные камни, помнить: человек слаб, а некоторые драгоценные камни выглядят почти одинаково...<BR><BR>Благодарим за помощь в организации фотосъемки производителя ювелирной бижутерии "Etalon jenavi".<BR><BR><BR><B>Ваше каменное благородие</B><BR>Люди немало преуспели в желании приукрасить драгоценные камни, которые во все времена были редкостью и которых всегда не хватало. Различные техники окрашивания и осветления драгоценных камней положили начало новому направлению, именуемому облагораживанием.<BR>Благодаря современным методикам получаются насыщенного цвета голубые топазы, оранжево-желтые цитрины, фиолетовые аметисты и даже самые дорогие из всех минералов -- цветные бриллианты.<BR><BR>Кстати, о бриллиантах. Алмаз стал королем драгоценных камней только в последние несколько столетий. Древние эллины и римляне его не знали. А на Востоке ставили ниже рубина, сапфира и хризолита. Истинная красота алмаза открылась, когда его научились гранить. С тех пор фальсификаторы не оставляли надежд заменить алмаз более дешевым минералом. Сегодня это практически невозможно, но в старые времена под торговыми названиями аляскинского, корнуэльского, мармарошского, мексиканского и прочих алмазов скрывался и успешно продавался горный хрусталь. Предпринималось немало попыток создать искусственный алмаз.<BR><BR>Одна из первых попыток закончилась в середине XVIII века созданием страза -- особого рода стекла, которое в ограненном виде напоминало алмаз. По одним данным, оно было изобретено венским химиком Иозефом Штрассером, по другим -- французом Жоржем Фредериком Стразом.