00:0022 февраля 200200:00
129просмотров
00:0022 февраля 2002
ОАО "Карелрыбфлот", крупнейшее рыбодобывающее предприятие Республики Карелия (РК), продаст значительную часть своего флота.
<BR><BR>ОАО "Карелрыбфлот", крупнейшее рыбодобывающее предприятие Республики Карелия (РК), продаст значительную часть своего флота.<BR>Такое решение продиктовано не столько долгами предприятия в $8 млн, сколько происходящими в отрасли изменениями.<BR>Ожидается, что решение о продаже как минимум 1/3 из 23 рыболовецких судов "Карелрыбфлота" будет принято советом директоров в ближайшее время. Не определены лишь условия продажи. Некоторые частные акционеры предлагают продать суда за рубеж, а правительство Карелии, владеющее 30% акций ОАО, настаивает на реализации судов карельским предприятиям.<BR>"Нам не нужно такое количество флота", -- считает Галина Семенова, первый заместитель генерального директора ОАО "Карелрыбфлот". -- Достаточно четырех-пяти нормальных пароходов. Те квоты, что нам были выделены в прошлом году, мы освоили четырьмя судами. Часть старых судов настолько изношена, что эксплуатировать их нельзя. Ремонт "под класс Регистра", который необходимо проходить раз в 4 года, обходится в $0,5-1 млн на каждое судно. Кроме того, за них нужно платить налоги".<BR><BR><B>Отстой</B><BR>Большая часть судов "Карелрыбфлота" построена на верфях ГДР в 70-80-е годы. К ним у рыбаков изначально были претензии (слабые и неэкономичные двигатели, небольшой объем трюма). Сейчас степень износа флота достигает 70%, большая часть судов не выходит в море. Затраты на "отстой", то есть содержание траулеров у причальной стенки, по отрасли составляют 23 млн рублей в год.<BR>Однако до последнего времени предприятия не расставались с изношенными судами. Квоты на вылов самых дорогих, донных видов рыб выдавались пропорционально количеству судов. Бывало даже такое, что одна рыболовецкая фирма покупала у другой старый траулер только для того, чтобы вместе с ним получить квоту.<BR><B>С нынешнего года ситуация</B><BR>изменилась. "Мы добились того, чтобы карельская квота на вылов рыбы в северных морях, а она составляет 13% от общероссийской, была жестко распределена между предприятиями. То есть положено тебе 5% от республиканской квоты -- выбирай ее хоть одни пароходом, хоть десятью. Такой подход должен стимулировать модернизацию отрасли", -- считает Вячеслав Ажогин, исполнительный директор Ассоциации рыбопромышленников Карелии.<BR><BR><B>Незаводные</B><BR>По мнению Вячеслава Ажогина, шансов на успех сейчас больше у молодых, созданных с нуля предприятий, не обремененных большим штатом, долгами, которые могут обзаводиться современными траулерами. "В 2001 году частные компании инвестировали в модернизацию добывающего флота и береговой базы 300 млн рублей. Куплено, в основном по лизинговым схемам, четыре новых судна. Сейчас строится еще несколько. Проблема в том, что траулер проще купить за границей, там всегда готовы предложить удобные финансовые схемы. Строить судно в России нереально: слишком много придется сразу платить, а в рыболовстве деньги "длинные".<BR>Под "удобными схемами" подразумевается в первую очередь бербот-чартер, который активно развивается в зоне Норвежского моря. Российские рыболовные фирмы с помощью норвежских фирм-перекупщиков берут лизинговый кредит в Норвегии, получают судно, а затем отдают кредит свежевыловленной рыбой. Таким образом, пополняется флот так называемых "незаводных" судов -- тех, что работают на российских квотах, с российским экипажем, однако улов продают только в Норвегии.<BR>Стоит им зайти в Мурманск или Беломорск, как их арестуют и потребуют оплатить таможенные платежи за судно, а это несколько миллионов долларов. В результате свыше 50% всей рыбы, добываемой карельскими рыбаками, уходит на экспорт. Затем довольно значительная ее часть возвращается в Россию в виде импортного продукта.<BR>"Удобные схемы" иногда оборачиваются против их участников. Так, "Карелрыбпром" в 1997 году привлек значительные кредиты на модернизацию своих судов. Средства предоставили фирмы-перекупщики из Норвегии, Финляндии и Исландии. Кредиты должны были погашаться по стандартной "рыбной" схеме. Однако квоты Республики Карелия на донную рыбу за 4 года снизились вдвое. "Карелрыбфлоту", который получал значительную их часть, не хватило промысловых ресурсов для отработки кредитов. В итоге восемь лучших траулеров "Карелрыбфлота" были арестованы в норвежских портах. Их дальнейшая судьба пока неизвестна. По словам председателя госкомитета по рыбному хозяйству РК Бориса Житнего, с кредиторами удалось договориться о реструктуризации половины задолженности, то есть примерно о сумме в $4 млн.<BR>В Карелии зарегистрировано больше 20 рыбодобывающих и семь рыбоперерабатывающих предприятий. Кроме того, действует 160 малых предприятий и частных предпринимателей. Однако в ближайшее время их может стать меньше.<BR>"Государство постоянно уменьшает долю бесплатно распределяемых квот и увеличивает объемы продаж квот через аукционы. В этом году 60 из 82 тысяч тонн было выставлено на аукционы. Это дает государству быстрые деньги, но не дает развиваться отрасли. Наши колхозы, малые предприятия просто не могут участвовать в аукционах, где квота на тонну рыбы стоит $700. Для российских предприятий цена в $500 является пороговой", -- говорит Вячеслав Ажогин.