Государственные аптеки сгребут в четыре кучки

На фармацевтическом рынке Петербурга -- горячий сезон. Дело не в эпидемии гриппа, менеджеры государственных аптек ожесточенно обсуждают свое будущее.

<BR><BR>На фармацевтическом рынке Петербурга -- горячий сезон. Дело не в эпидемии гриппа, менеджеры государственных аптек ожесточенно обсуждают свое будущее.<BR>Администрация города предполагает объединить все действующие в Петербурге государственные аптеки в четыре специализированные сети. Концепцию реформирования аптек уже одобрила комиссия по здравоохранению Законодательного собрания. Окончательно проект реформы планируется утвердить до конца марта 2002 года. Тем самым власти намерены предотвратить приватизацию госаптек, которая станет возможной после вступления в силу 26 апреля федерального Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Говорят, заявку на приватизацию подали уже 80% из 185 муниципальных аптек.<BR><BR>Татьяна Зайченко, председатель правления Фармацевтической ассоциации Петербурга и Северо-Запада:<BR>"Мы считаем, что на период стабилизации фармацевтического рынка государственный аптечный сектор необходимо сохранить. При этом аптеки должны остаться самостоятельными юридическими лицами. Объединять существующие аптеки в четыре ГУП (государственные унитарные предприятия) считаем нецелесообразным, так как это связано с большими финансовыми и трудовыми затратами. Ведь в результате этой реформы государственные аптеки будут вынуждены открывать новые счета в банке, заказывать новые печати, менять логотип, заключать новые договоры с КУГИ, поставщиками и т.д. Аптеки, находящиеся в тяжелом финансовом состоянии, так или иначе нужно продать, сохранив или не сохранив их профиль".<BR><BR>Надежда Бухман, директор ГП "Аптека №48":<BR>"Пока я не видела программы этой реформы, не знаю ее деталей. Пока мне известно только о создании четырех "кустов". В том виде, в каком я слышала об этой реформе, она меня не устраивает. Чиновники из Комитета по здравоохранению говорят о том, что целью реформ является сохранение аптек в собственности государства. Но я слышала о том, что неэффективно работающие аптеки после реформы будут упраздняться. При этом не говорится, по каким параметрам будет оцениваться эффективность их работы. Скорее всего, такие "неэффективно работающие аптеки" будут приватизированы. То есть, как мне кажется, реформа только навредит государственным аптекам. Государству может не нравиться то, что наш коэффициент аренды -- всего 0,1, и якобы мы много недоплачиваем в бюджет. Также постоянно говорится о том, что у нас очень высокие цены, хотя они у нас вполне конкурентные. Также государственные аптеки содержат невыгодные с экономической точки зрения рецептурные отделы, выполняют государственные заказы. Мы честно платим налоги, в отличие от некоторых коммерческих аптек, которые устанавливают для протокола зарплату директора в 100 рублей и с нее платят налоги. Возможно, после конференции, которая будет проведена 19 февраля, я изменю свое мнение об этой реформе. Пока же мне кажется, что причина ее проведения -- недовольство чиновников существованием государственных аптек".<BR><BR>Татьяна Богданова, начальник управления фармацевтическими учреждениями и предприятиями Комитета по здравоохранению администрации Петербурга:<BR>"Над проектом этой реформы мы работаем с середины прошлого года. С 1994 года, когда существовало 255 государственных аптек, ситуация существенно изменилась. Часть государственных аптек перестала функционировать, соответственно, их нужно было ликвидировать. Оборот государственных аптек по городу за 9 месяцев прошлого года составил 816 млн рублей. Летом прошлого года правительство города поставило вопрос о повышении рентабельности государственных аптек для повышения их экономической устойчивости, снижении цен на их продукцию. В нашей концепции самым главным является то, что Комитет по здравоохранению считает необходимым сохранение государственных аптек с сокращением их общего количества до 140. А также объединение их в межрайонные сети для повышения экономической эффективности, контроля за качеством лекарственных препаратов и снижения цен. Предприятие всегда работает эффективнее, если оно входит в сеть. Ведь благодаря этому объединению увеличится объем закупок, соответственно, появится возможность снизить цены на продукцию, концентрируя прибыль в филиалах, можно выделять равномерные средства для косметического ремонта каждой из аптек, расширять ассортимент. Проект реформы 5 февраля был вынесен на обсуждение депутатов Законодательного собрания, которые в целом одобрили его. Целью реформы является создание унитарного предприятия с филиалами, имеющими равные права. При этом выручка не будет оседать в головных филиалах, а будет идти на финансовую поддержку других филиалов. Что касается расходов на переоформление договоров аренды и смены логотипов, то я не думаю, что эти расходы могут подорвать финансовое равновесие государственных аптек". (A. Кол.)