ЗАДАЧА

Задача из предыдущего номера

<BR><BR><B>Задача из предыдущего номера</B><BR>В период предновогоднего растущего спроса сеть магазинов "Пятерочка" столкнулась с тем, что ее служба доставки не в состоянии оперативно заполнять стремительно пустеющие полки. Ситуация осложнялась тем, что зимняя стужа подкосила и без того немногочисленные ряды сотрудников магазина, чей штат в среднем составляет 12-15 человек. Что могло предпринять руководство сети магазинов "Пятерочка", чтобы быстро решить данную проблему?<BR><BR>Ответ Юрия Игнатишина, специалиста по корпоративным финансам Холдинговой компании "ЭГО-Холдинг"<BR>Подобные ситуации необходимо предвидеть и упреждать. Наплыв покупателей и растущий товарооборот в торговых точках (особенно в супермаркетах и дискаунтерах) перед новогодними праздниками -- это закономерность. Аналогичная ситуация происходит не только перед Новым годом, но и перед другими российскими праздниками (8 Марта, 1 и 9 Мая и т.д.).<BR>Необходимо разработать программу действий в случае реализации похожих сценариев, желательно еще при первых признаках "недомогания". В нашем случае систему предпринимаемых мер следует разбить на два этапа.<BR>Действия быстрого реагирования для устранения "неполадок".<BR>На этом этапе в первую очередь задействуются внутренние резервы -- сверхурочная работа, отсутствие выходных дней, укороченные обеды и "перекуры", привлечение свободных ресурсов из других отделов -- охранники, грузчики (естественно, все на договорной и платной основе). Затем привлекаются мобильные внешние ресурсы -- это школьники старших классов (в подобные дни у них существует свободное время) и студенты (благо Санкт-Петербург -- "столица" высшего образования и студентов). Обе эти категории неравнодушно относятся к временной оплачиваемой работе и для их привлечения можно напрямую связываться с близлежащими школами, вузами, общежитиями.<BR>Использовать возможности размещения некоторых наименований товара следующим способом -- ящики пива, коробки сока и т.п. сгружаются в торговом зале, и покупатели сами вскрывают коробки и извлекают понравившийся им продукт.<BR>Превентивные меры.<BR>Это конечно же разработка концепции торгового зала -- расположение товаров (оптимальное как с точки зрения покупки, так и доставки), место базирования товара (стеллаж, витрина, скопление коробок).<BR>Другая важная цель (вытекает из первой) -- содержание оптимального числа сотрудников. Для этого анализируется ситуация в будни и выходные дни, жалобы и пожелания потребителей, опыт других сетей, учет форс-мажорных обстоятельств (эпидемия гриппа, увольнение команды сотрудников). Как следствие, необходимо установление отношений с рекрутинговыми компаниями, вузами, школами; держать на примете источники дополнительных рабочих ресурсов -- специализированные сайты, газеты и журналы. Сюда же можно отнести подготовку персонала своими силами -- "подготовительные курсы".<BR>Эти меры могут быть использованы не только при "непредвиденном" массовом потоке покупателей, но и в случае проблем с персоналом, и, что самое главное, эти мероприятия являются неотъемлемой частью политики "экспансии", которую ведет сеть "Пятерочка", с постоянной потребностью в кадрах (разной степени квалификации).<BR>К тому же при ориентации на финансовый результат и эффективность деятельности, связанной с возможностью снижения прямых затрат (если более конкретно, то заработной платы), надо быть готовым к текучести кадров и моментальной их замене во избежание потерь и сбоев в работе.<BR><BR>Ответ Дмитрия Шнейдера, директора по маркетингу кондитерской фабрики "Твист"<BR>Руководству "Пятерочки" следовало обратиться к производителям продукции и дистрибьюторам с предложением провести в их сети промоушены. В предновогодний период все производители и дистрибьюторы мечтают об этом. Таким образом, без затрат со стороны "Пятерочки" решилась бы проблема продавцов и промоутеров в магазинах. Это резко увеличило бы продажи.<BR>Также производители и дистрибьюторы стали бы сильно заинтересованы в присутствии их продукции на полках и сами организовали бы доставку до магазинов и расстановку на полках. На продукции тех поставщиков, которые не смогли бы это сделать, следовало сосредоточить все силы персонала "Пятерочки" из отделов логистики и продаж.<BR><BR><B>Ответ менеджеров компании</B><BR>Руководство сети магазинов "Пятерочка" решило перейти на ночную доставку. При этом оно отказалось от дополнительного привлечения обслуживающего персонала, так как ночная доставка высвободила время (затрачиваемое ранее на приемку товара) у части дневных работников. В результате оставшийся персонал (тот, кого не подкосил грипп) справлялся со своими прямыми обязанностями. Этот факт послужил в дальнейшем причиной пересмотра всего штатного расписания магазинов и выделения кадрового резерва для новых открывающихся магазинов.<BR><BR><BR><B>Новая задача</B><BR>В конце 1998 года компания "Хэппилэнд" выпустила на рынок серию слабоалкогольных коктейлей под маркой "Казанова". Они позиционировались в среднем ценовом сегменте, и основная ставка делалась на сладкий вкус. Основные конкуренты на тот момент -- комбинат "Очаково" (через свою дочернюю компанию "Бахус") и петербургский завод "Браво" выпускали коктейли с кислым и горьковатым привкусом.<BR>Осенью 1999 года "Хэппилэнд" продолжает расширять свое присутствие в этом сегменте и выпускает на рынок сокосодержащие слабоалкогольные напитки "Трофи". В результате "Хэппилэнд" сумел опередить петербургскую компанию "Браво" и выйти на второе место после "Очаково". На 2000 год примерный расклад "сил" был такой -- "Очаково" -- 32,5% рынка, Хэппилэнд" -- 23%, и "Браво" -- 17%.<BR>Проблема возникла, когда конкуренты, заметив успех сладких коктейлей, тоже шагнули в эту нишу. "Очаково" выпустило коктейль "Стрит", а "Браво" -- коктейль On Line. Должна ли что-то предпринимать компания "Хэппилэнд", а если должна, то что, при условии, что, в отличие от конкурентов, она не имеет собственных производственных мощностей?<BR><BR>Ответы, а также собственные задачи присылайте по адресу: manager@dp.ru. Лучшие управленческие решения будут опубликованы.