На Петербург пора надевать респиратор

Пробки успешно "едят" не только время, нервы и деньги, но и воздух. Из-за многочисленных заторов максимальные разовые концентрации наиболее вредных веществ в атмосфере города в 2001 году были превышены в 4 раза.

<BR><BR>Пробки успешно "едят" не только время, нервы и деньги, но и воздух. Из-за многочисленных заторов максимальные разовые концентрации наиболее вредных веществ в атмосфере города в 2001 году были превышены в 4 раза.<BR>В целом же, по мнению исследователей, уровень загрязнения местного воздуха квалифицируется как "очень высокий". Список заболеваний, возникающих в результате ежедневного потребления пробочно-кислородной смеси, также вызывает большое уважение: аллергия, астма, воспаление верхних дыхательных путей и даже онкология.<BR>Комплексный экологический анализ влияния пробок для "ДП" провели сотрудники сразу нескольких научно-исследовательских центров.<BR><BR>Светлана Басова, начальник отдела мониторинга загрязнения природной среды Северо-Западного межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:<BR>"Когда машины долго стоят в пробках при холостых оборотах двигателя, выбросы не рассеиваются в воздухе, как при движении. В результате в местах скопления транспорта создается "стоячая" область повышенного загрязнения атмосферного воздуха. Кроме того, при простаивании автотранспорта увеличивается продолжительность работы двигателя и, следовательно, растет общий объем выбросов в атмосферу.<BR>Наш отдел ведет контроль за загрязненностью атмосферного воздуха, складывающейся из всех источников загрязнения.<BR>Но в таких промышленных районах, как Кировский, Адмиралтейский, Выборгский, наблюдения вообще отсутствуют, а количество постов в Невском, Фрунзенском и Красногвардейском районах нужно увеличивать.<BR>Рассматривая динамику загрязнения воздуха за последние 20 лет, необходимо отметить, что динамика индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) свидетельствует о наличии отчетливой тенденции ухудшения качества воздуха. Например, по сравнению с 1988 годом индекс вырос в 1,5 раза, и в последние 10 лет уровень загрязнения атмосферного воздуха в целом по городу характеризуется как высокий.<BR>Основной вклад в значения ИЗА вносят концентрации диоксида азота, в том числе содержащегося и в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания. Кстати, явный рост содержания диоксида азота в воздушном бассейне Петербурга начинает четко прослеживаться с 1990-х годов, то есть как раз тогда, когда количество автотранспорта на улицах города начало резко увеличиваться. За этот период среднегодовые концентрации диоксида азота возросли примерно в 2 раза.<BR>К примеру, в октябре 2001 года очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха отмечался в Центральном и Василеостровском районах, высокий -- в Калининском, Фрунзенском и Красносельском районах, а повышенный -- в Петроградском, Московском и Колпинском. Причем основным загрязняющим веществом во всех районах является как раз диоксид азота. Произведенные нами расчеты показали, что максимальные разовые концентрации диоксида азота в атмосферном воздухе не могут превышать 0,25-0,28 мг/м3. Однако, по данным за 11 месяцев 2001 года, наибольшая измеренная разовая концентрация этой примеси в 4 раза превысила указанные значения".<BR><BR>Александр Капитанов, начальник отдела связи Ленинградского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:<BR>"Пробки есть и в центре города, и на окраинах. Но! Наши окраины, в отличие от центра, все-таки неплохо продуваются. Что касается вредных выхлопов, которые в большом количестве концентрируются в пробках, "многострадальные" окислы азота, вступая во взаимодействие с нашими архитектурными памятниками, совершенно наглым образом их разрушают! Слышали, наверное, о "пудожском камне"? Из которого у нас много чего построено, в том числе Казанский собор. Ну так вот, выхлопы автотранспорта сильнее всего его и разрушают, не говоря уже о бронзовых скульптурах. Даже не сами выхлопные газы, а их производные в смеси, например, с водяным паром, которого всегда у нас достаточно.<BR>Скажу, как автомобилист: хотя бы частично решить проблему пробок можно. Нужно, в числе прочего, оснащать автомобили каталитическими нейтрализаторами. Большинство на чем у нас ездит? Правильно, на "Жигулях"! А что такое "Жигули"? Автомобиль 1966 года, "FIAT-124". Когда еще и не знали многих-многих проблем... А все "Лады", "Москвичи", "Волги" -- все, поголовно, с карбюраторами. А "карб" и "катализатор" -- существа несовместимые. Для нормальной работы "катализатора" нужно очень точно дозировать рабочую смесь, что карбюратор сделать просто не в состоянии. Нужен впрыск топлива (так называемый инжектор) с электронным управлением, с кучей датчиков и с высоким качеством изготовления электроники.<BR><BR>Александр Капустин, региональный директор Городского центра экспертиз -- Экология:<BR>"Во время пробок в атмосферу вместе с выхлопными газами выбрасываются оксид и диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода и сажа. Если применяется этилированный бензин, то в воздух выбрасываются еще и окислы свинца, то есть тяжелые металлы. Через органы дыхания все эти "прелести" попадают в человеческий организм.<BR>Что касается городского пейзажа, то соединения серы и азота, оседая на поверхности архитектурных сооружений, образуют агрессивную химическую среду, и в результате на городские памятники и дворцы "льется" тот же "кислотный дождь", только из выхлопных труб наших автомобилей. Естественно, эти процессы вызывают разрушение композиционных материалов".<BR><BR>Людмила Баринова, заведующая лабораторией экологии и эргономики транспортных систем Института проблем транспорта РАН:<BR>"Величина ежегодного экологического ущерба от функционирования автотранспортного комплекса Российской Федерации (загрязнение атмосферы, шум, воздействие на климат) достигает 2-3% валового национального продукта (ВНП) России. Таким образом, этот ущерб оценивается приблизительно в $3,7 млрд. Основная его доля -- 78% -- связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными выбросами (что во многом объясняется тем, что качество отечественного топлива отстает от европейских стандартов), 16% ущерба приходится на последствия шумового воздействия транспорта на население. Все эти проблемы в полной мере характерны и для Петербурга.<BR><B>По прогнозу НИИ атмосферы, на ближайшую перспективу выбросы автотранспорта и других мобильных источников, вероятнее всего, возрастут не менее чем на 15-20%. Связано это, в частности, с тем, что за последние 10 лет только парк индивидуального автотранспорта вырос в городе в 2,7 раза и в настоящее время достиг</B><BR>1 млн единиц, средний возраст которых составляет приблизительно 10,5 года. На сегодняшний день вблизи перекрестков количество NО2 (диоксида азота) составляет 25-35 предельно допустимых концентраций (ПДК), количество СО (оксида углерода) -- 12-18 ПДК. Кроме того, значителен выброс в атмосферу полициклических ароматических углеводородов и других токсикантов, многие из которых являются канцерогенами. По данным Управления по ООС администрации Петербурга, общий валовый выброс оксидов азота, углерода, серы, углеводородов в 1999 году составил 119,75 тысячи тонн в год, причем от передвижных источников, без учета личного автотранспорта, -- 56,3 тысячи тонн в год. Сегодня же валовый выброс составляет уже 240 тысяч тонн. Особенно неблагоприятными районами являются Центральный, Адмиралтейский, Невский, Кировский, Петроградский.<BR>Наиболее высокие уровни шума отмечены на магистралях города с интенсивным движением транспорта, а именно на магистралях меридионального направления, набережных рек и каналов".<BR><BR>Уровень загрязненности атмосферного воздуха 3-4 раза в день контролируется в 10 районах города: Василеостровском, Центральном, Калининском, Невском, Петроградском, Фрунзенском, Московском, Красногвардейском, Красносельском и в Колпино.<BR><B>В 2001 году уровень загрязнения воздуха в целом по Петербургу за 11 месяцев (январь -- ноябрь) можно квалифицировать как</B><BR>"очень высокий". Уровень загрязнения варьируется от "повышенного" до "очень высокого" в зависимости как от района города, так и от времени года.<BR>Также на уровне Правительства нужно запретить производство и продажу бензинов с тетраэтилсвинцом, который повышает октановое число топлива. В Петербурге и Москве его продажа запрещена, а в области? А этилированные бензины -- это яд для катализатора!!!"<BR>Наиболее "легкие" из возможных "пробковых" заболеваний -- аллергия, воспаление верхних дыхательных путей. Людям с пониженным иммунитетом в данном случае грозит астма, заболевания легких, онкологические заболевания.<BR>Большой поток автомобилей приводит к чрезмерным шумовым и вибрационным нагрузкам. Особенно остро это проявляется в центральной части города. По результатам акустического мониторинга за 1999 год, уровни шума в 68% случаев превышали допустимые.<BR><BR><BR>Ваши мнения о проблеме пробок в Петербурге и предложения по решению этой проблемы присылайте редактору отдела "Мнения и комментарии" Дмитрию Грозному. E-mail: grozny@dp.ru, факс: 326-97-01, 326-97-03.