00:0008 февраля 200200:00
9просмотров
00:0008 февраля 2002
Началось все, кажется, с Резо Габриадзе, который именно в этих стенах на своей выставке позволял шалить фарфоровому Пушкину, а между оконных рам поселил одну из своих многочисленных птичек -- то ли грузинского беспризорника птичку Борю, то ли Чижика-Пыжик
<BR><BR>Началось все, кажется, с Резо Габриадзе, который именно в этих стенах на своей выставке позволял шалить фарфоровому Пушкину, а между оконных рам поселил одну из своих многочисленных птичек -- то ли грузинского беспризорника птичку Борю, то ли Чижика-Пыжика, позже нашедшего сиротский приют близ Пантелеймоновского моста на Фонтанке.<BR><BR><B>Школа</B><BR><B>для Чижиков-Пыжиков</B><BR>Однако Габриадзе был птицей залетной. Что Петербург, что Париж -- ему, пожалуй, все едино. Марина Азизян, хоть и армянских кровей, но наша, родная, питерская. Талант у нее пышный, многоцветный, восточный, но с северным отливом. Во всяком случае, она знает, что Чижик-Пыжик -- вовсе не птичка, а студиозус. А с тех пор как стала педагогом Академии театрального искусства, изучила школяров досконально. Теперь они уже ее коллеги, но Марина продолжает опекать своих "чижиков", поправляя в их спектаклях свет и звук, корректируя актерские "опечатки".<BR>Под ее руководством играют молодые кукольники свои спектакли в Фонтанном доме. К сожалению, происходит это нечасто. Но зато -- к всеобщему восторгу. Раньше в рождественские дни здесь была только выставка работ Марины Азизян. Коллажные панно в технике, близкой к заграничному пэчворку, но на самом деле -- очень сложной, соединяющей и шитье, и вышивку, и инкрустацию. Всему этому художница учила и студентов, хотя вроде бы впрямую к профессии сценографа и кукольника эти навыки не относятся.<BR>Однако современный кукольный театр оторвался от традиционного. Здесь могут действовать персонажи далеко не канонические. В спектаклях, сопровождавших экспозицию, вещи существуют на равных правах с живностью. Роли играли и елки, и палки, и черные тучи, и яркие цветы. Работы эти -- тоже из рождественского цикла.<BR><BR><B>Кукольный арт-наив</B><BR>"Вифлеемская звезда" пересказывает евангельский сюжет так просто и доступно, что понимают даже дошколята. Кроме Иосифа, Марии и новорожденного Иисуса там действуют ослик и птичка, овечки и собачка. От них мы и узнаем о путешествии в Вифлеем, о поклонении волхвов...<BR>Персонажи и пейзажи словно нарисованы детской рукой. Стилизация под "арт-наив" доставляет удовольствие и взрослым, и детям. Младшую часть аудитории в финале приглашают подойти поближе к сцене. Ребята вместе с актерами, облаченными в черную кукольную униформу, зажигают свечи на волшебном острове и на корабликах, которые пускают в плаванье по озеру, похожему на наполненное водой корыто. Потом детям предлагают загадать желание и на счет "раз-два-три" задуть свечи. Если кто и остается не вполне удовлетворенным, так это родители, которые и сами бы поиграли в кораблики, но вынуждены, соблюдая солидность, взирать на игру со стороны.<BR>Второй спектакль называется "Ель". Он поставлен по сказке Гофмана, а кто не читал, и так знает историю про елочку, которая родилась в лесу "и много-много радости детишкам принесла". Святочный рассказ мог бы показаться излишне занудным и морализаторским, если бы не чувство юмора, привнесенное студентами. Они импровизируют, придумывая шутки прямо на ходу. Намеренно путают день сегодняшний с временами кринолинов и золотых талеров. А в финале, когда детишки готовы заплакать оттого, что елочку не только выбросили на помойку, но и сожгли, как ненужный мусор, вдруг наступает весна. И вот уже новая елочка с нежными зелеными иголочками кружится на полянке вместе с бабочками и сороками, и звучит голос Елены Камбуровой.<BR><BR><B>Три фасолинки на счастье</B><BR>Наверное, спектакли "Домашнего театра" Марины Азизян смотрелись бы с меньшим интересом, если б им не предшествовала выставка. Рождественский вернисаж заполняет все фойе и создает атмосферу игры, в которой дети не пассивные зрители, а полноправные участники. Здесь можно повертеть огромный калейдоскоп. Рассмотреть картину Анны Флоренской "Одоевцева пришла в гости к Гумилеву. Зимой. Давно". Можно раскачивать качели с усевшимися на них птичками и ангелами. Дотронуться до молочной бутылки, внутри которой живет елка, сделанная из зеленого "ершика" для чистки посуды. Можно, опять же, загадать желание и, чтобы сбылось, опустить три фасолинки в один из кармашков на стенке. Желания -- самые фантастические: "Хочу море денег", "В Лувр хочу", "Хочу в Кремль главным". Меньше всего фасолинок накопилось в кармашке с надписью "Хочу звонкой славы". Вот какие бескорыстные люди посещают Фонтанный дом!
<BR>Театр Марины Азизян родился у художницы дома. Заболела мама, и специально для нее был устроен "вертеп" по старинному образцу, сделаны крошечные куклы, сочинена пьеса. Мама посмотрела спектакль и сказала: "Неужели это мне одной? Нет, это должны видеть люди!" Но постоянно присматривать за спектаклями Азизян не может -- некогда. Сегодня она -- один из самых востребованных театральных художников. То в один театр зовут на постановку, то в другой. Последние сезоны сотрудничает с БДТ. Вместе с режиссером Григорием Дитятковским поставила "Федру", уже награжденную "Золотым софитом" и сразу по нескольким номинациям выдвинутую на "Золотую маску". Сейчас здесь же идет работа над комедией Шекспира "Двенадцатая ночь". Так что можно считать, что в Музее Анны Ахматовой прошла арт-подготовка к будущей премьере.<BR>