Бюджет исполнили с размахом

Доходы бюджета Петербурга в 2001 году выросли на 32% и превысили расходы на 2,3 млрд рублей.

<BR><BR>Доходы бюджета Петербурга в 2001 году выросли на 32% и превысили расходы на 2,3 млрд рублей.<BR>Как обычно, Комитет финансов администрации Петербурга с гордостью отрапортовал о превышении запланированных ориентиров. Традиционно занижая прогнозируемые показатели в первоначальном варианте бюджета, город затем корректирует их в большую сторону в течение года. В 2001 году город обошелся одной поправкой в октябре с увеличением объема бюджета на 10%.<BR>В итоге и этот уровень был превышен. На 1 января 2002 года объем доходов бюджета Петербурга составил 49,4 млрд рублей, или 104% от плана. Расходы обогнали план на 1%, достигнув 47,1 млрд рублей. Превышение доходов над расходами в размере 2,3 млрд рублей вдвое превысило заложенный в бюджете профицит в 1,1 млрд рублей.<BR>Бюджет на текущий год снова предусматривает увеличение в объеме. По сравнению с прошлым годом рост доходов и расходов должен составить менее 20% при снижении профицита в 2 раза. Отметим, что темпы роста бюджета обгоняют темпы роста курса доллара, так что и в валютном выражении финансовые показатели города растут.<BR><BR><B>Доходы крепнут</B><BR>Более двух третей поступлений в бюджет составили налоговые доходы. Несмотря на перераспределение доходов между федеральным и региональным бюджетами в 2001 году, заметного сокращения доходной базы бюджета не произошло.<BR>Все больший вклад вносят налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц. Поступления от этих налогов увеличились за год в 1,5 раза, а их доля в общих доходах поднялась с 38 до 43%. Не слишком существенными оказались поступления от единого налога на вмененный доход, тогда как налоги на имущество дали в бюджет 3,7 млрд рублей -- на 1,2 млрд больше, чем в предыдущем году.<BR>Расставание с частью налоговых поступлений, главным из которых был НДС, компенсировано увеличением федеральных субвенций с 41 млн рублей до 2372 млн рублей. На 47% поднялись и доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, сформировав 13% доходной части бюджета.<BR><B>Расходы отличаются</B><BR>Как отмечается в сообщении Комитета финансов, основными статьями расходов стали жилищно-коммунальное хозяйство (20,3% от общей суммы расходов), образование (16%), социальная политика (12%), здравоохранение и физическая культура (10%), транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика (11%). Существенно выросла лишь доля расходов на социальную политику.<BR>Финансирование расходных статей осуществлялось неравномерно. "Культура, искусство и кинематография" и "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика" получили на треть больше, чем было утверждено по бюджету.<BR><BR><B>Долг меняется</B><BR>Серьезно сэкономить городу удалось на обслуживании долга. Расходы оказались на 19% меньше запланированных и едва превысили 1,9 млрд рублей.<BR>В 2000 году на эти цели было потрачено более 3 млрд рублей. Стремление города увеличить долю внутреннего долга привело к тому, что расходы на его обслуживание превысили расходы на обслуживание долга внешнего.<BR>В последние месяцы 2001 года прекратилось и снижение размера долга города. Комитет финансов практически перестал выкупать низкодоходные еврооблигации, в то время как эмиссия относительно дорогих рублевых облигаций продолжалась. Если на 1 ноября 2001 года общая сумма долга составляла 10,6 млрд рублей, то на 1 января 2002 года она подскочила до 11,9 млрд рублей.<BR>За год сальдо размещения рублевых ГИО составило 1,4 млрд рублей, так что внутренний долг превысил 5 млрд рублей. Досрочный выкуп еврооблигаций на 3,2 млрд рублей сократил внешний долг до 6,8 млрд рублей. На 1 января 2002 года отношение объема долга к собственным доходам бюджета Петербурга составило 24,9%, при установленном Бюджетным кодексом предельном значении 100% и Законом СПб "О государственном долге Санкт-Петербурга" -- 50%