Правительство Ленобласти станет кредитором очередников

Правительство Ленинградской области предприняло очередную попытку наладить систему ипотечного жилищного кредитования. На этот раз в качестве кредиторов выступят областной и муниципальные бюджеты. Стоимость 9-летней программы -- 423 млн рублей.

<BR><BR>Правительство Ленинградской области предприняло очередную попытку наладить систему ипотечного жилищного кредитования. На этот раз в качестве кредиторов выступят областной и муниципальные бюджеты. Стоимость 9-летней программы -- 423 млн рублей.<BR>По данным областного Комитета по строительству, на очереди по улучшению жилищных условий в Ленобласти стоит 89,5 тысячи человек, или 31,5 тысячи семей. Четверть очереди (7,5 тысячи семей) составляют работники бюджетных сфер, а значит, на собственные накопления рассчитывать не могут (данные на 1 января 2001 года). Программа рассчитана только на очередников: в ближайшие годы планируется улучшение жилищных условий 700 семей.<BR><BR><B>Создание рынка ипотеки</B><BR>Областная программа ипотечного кредитования предусматривает ввод в эксплуатацию около 700 квартир общей площадью 42 тысячи м2. Вся программа рассчитана на поэтапную реализацию. В 2002-2003 годах, как сообщил председатель комитета по строительству администрации Ленобласти Юрий Бойко, будет создана нормативно-правовая база, установлены договорные отношения с участниками программы, создан маневренный жилой фонд и начато новое строительство и реконструкция квартир. В текущем году на реализацию первоочередных мер в областном бюджете предусмотрено 10 млн рублей, еще 3,8 млн рублей будет выделено из местных бюджетов, и 4 млн рублей составит 30%-ный первоначальный взнос участников программы.<BR>В течение последующих 3 лет (2004-2007 годы) предполагается наращивать объемы строительства за счет привлечения новых заемщиков. "Мы предполагаем, что на заключительном этапе программы -- в 2008-2011 годах -- правительство Ленобласти постепенно уйдет с этого рынка. Рынок ипотеки будет уже достаточно развит, чтобы существовать без государственной поддержки", -- считает Юрий Бойко.<BR>Общая стоимость программы на период с 2002 по 2011 год составит свыше 423 млн рублей. Доли областного и местного бюджетов распределятся приблизительно поровну: 218 млн рублей и 205 млн рублей соответственно. При этом около 414 млн рублей из этих средств областные власти рассчитывают вернуть за счет привлечения вложений заемщиков.<BR>"Возможно, что уже на третьем этапе программы мы будем привлекать в качестве кредиторов банки и кредитовать не только очередников", -- сообщила начальник Отдела ипотечного кредитования комитета по строительству Ленобласти Татьяна Федорова.<BR><BR><B>Все по схеме</B><BR>Вкратце схема областной ипотеки выглядит так. Для заемщиков, имеющих постоянную регистрацию в области и числящихся в очереди на получение жилья, организуется конкурс за право получить кредит (приоритет отдается работникам бюджетной сферы, но при этом -- кредитоспособным работникам). С победителями открытых конкурсов комитет по строительству заключает договоры об ипотечном кредите в отношении квартир, построенных за бюджетные деньги. То есть комитет выступит в роли ипотечного агентства. Первоначальный взнос самих граждан при этом составляет около 30% от общей стоимости квартиры.<BR>В качестве кредиторов выступают бюджеты Ленобласти и муниципальных образований. Областной комитет финансов по заявке управляющего органа в лице комитета по строительству перечисляет бюджетные средства непосредственно заказчикам-застройщикам. Проценты по кредитам, которые выдаются заемщикам на срок 3-15 лет, составляют 0,2 ставки рефинансирования Центрального Банка для городских жителей области и 0,1 -- для сельских. Ежемесячно заемщик перечисляет в областной бюджет взнос, максимальная величина которого не должна превышать 35% от совокупного дохода всех членов семьи заемщика. Приобретенное жилье в качестве залога остается в собственности у администрации области до полной выплаты кредита.<BR><BR><B>Экспериментальные</B><BR><B>города</B><BR>Ленобласть уже делала попытку запуска системы жилищного кредитования. В середине 1990-х годов для проведения своеобразного "ипотечного эксперимента" были выбраны несколько городов и районов области. Однако схема кредитования тогда отличалась от нынешней. Прежде всего -- участием в этой системе коммерческих банков, которые предоставляли кредиты. В Тосно и Сосновом Бору, например, была реализована схема ипотечного кредитования с выпуском облигаций муниципального жилищного займа, выпускаемых под будущее жилье. "К участию принимались не только очередники, но и все желающие получить жилье. Граждане должны были к окончанию строительства дома выкупить пакет облигаций на сумму, равную стоимости квартиры, причем в зачет могла идти и имевшаяся у них жилплощадь", -- пояснил заместитель мэра Соснового Бора Владимир Евстафьев. В программе принимали финансовое участие петербургский Ипотека-банк и бюджет муниципального образования "Сосновый Бор". В период с 1994 по 2001 год по программе жилищного займа было построено два дома -- в общей сложности около 120 квартир.<BR>По мнению Владимира Евстафьева, схема ипотеки, реализованная в Сосновом Бору, вряд ли может быть использована для обеспечения квартирами граждан, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий: "Если в схему включается банк, то бюджетники, которые составляют значительную часть очередников, не смогут выплачивать выдвигаемые банком проценты".<BR><BR><B>Вяловато</B><BR>Надо отметить, что все вышеперечисленные программы пока не носят массового характера -- участниками их может стать лишь небольшая часть граждан, нуждающихся в жилье. Ипотека либо ограничивает круг клиентов искусственно (как в нынешнем случае -- только очередники), либо ей могут воспользоваться только состоятельные люди (как в Тосно или в Сосновом Бору).<BR>У администрации Петербурга также пока запустить маховик ипотечного кредитования не получается. Как и администрация Ленобласти, город экспериментировал в 90-е годы с облигациями жилищного займа (реализовывал программу ГУ "Фонд капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта"). Но и как программа жилищных облигаций Ленобласти, в полном смысле слова к жилищному кредитованию программа фонда отнесена быть не могла. В большей степени речь здесь может идти о долевом строительстве "под крылом" городских или областных властей. Ведь рассрочка предоставлялась лишь на время строительства дома. Что касается действующей ныне системы ипотечного кредитования в Петербурге, которую реализует Северо-Западный филиал ОАО "Агентство ипотечного жилищного кредитования", то она также не приобрела массового характера -- участниками ее могут стать лишь люди с достаточно высоким доходом, причем доходом "белым", который можно подтвердить справкой из налоговой инспекции.