00:0029 января 2002
19просмотров
00:0029 января 2002
Активизация рынка контейнерных перевозок вынуждает игроков реагировать на изменившуюся конъюнктуру и обострение конкуренции.
<BR><BR>Активизация рынка контейнерных перевозок вынуждает игроков реагировать на изменившуюся конъюнктуру и обострение конкуренции.<BR>В декабре 2001 года из Петербурга в Москву отправился первый ускоренный контейнерный поезд ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ). С декабря 2001 года было отправлено пять контейнерных поездов. Планируется, что к концу I квартала 2002 года поезд будет ходить в столицу регулярно.<BR><BR><B>Порт + железная дорога</B><BR>Проект осуществляется в рамках развития новых проектов ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (ПКТ -- его дочерняя компания) совместно с ОЖД. Транспортную услугу оказывает стивидорная компания, которая несет ответственность с момента пересечения причальной стенки до сдачи груза получателю и до возврата порожнего контейнера на ПКТ.<BR>Грузы доставляются до двери клиентов в Москве и Московской области. Контейнеры, доставленные до станции Москва-Товарная, транспортируются оттуда автотранспортом ПКТ. В составе 41 платформа, но в первом поезде удалось загрузить только 12.<BR>"Привлекательность сервиса определяется в первую очередь тем, что он будет общедоступным и регулярным, -- говорит руководитель проекта от ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Дмитрий Морозов, -- поезд будет ходить по жесткому расписанию".<BR>В качестве дополнительного сервиса клиенты могут получать информацию о передвижении контейнеров, а также в ходе движения груза корректировать конечный адрес и время подачи на склад выгрузки. Чтобы привлечь клиентов к новой услуге, ПКТ предлагает первоочередной досмотр контейнеров, планируемых к перевозке на поезде, ряд других приоритетов. В их число входит прекращение срока хранения контейнеров, оформленных для отправки на поезде с момента визирования железнодорожных накладных.<BR><BR>Порожний рейс --<BR><B>убыток фирме</B><BR>Контейнеры линейных перевозчиков возвращаются на ПКТ порожними. "Такой оборот контейнеров -- обычная практика, поскольку контейнеры принадлежат морским перевозчикам-судовладельцам, -- поясняет Дмитрий Морозов. -- Вопросы использования контейнеров для загрузки экспортным грузом либо вывоза их за пределы России в порожнем состоянии не являются прерогативой ПКТ -- перевозчика на контейнерном поезде. Эти вопросы решаются контейнеровладельцем и редко могут быть спланированы заранее и реализоваться в пределах одного цикла движения контейнерного поезда. Кстати, это утверждение справедливо и для автоперевозок".<BR>Появление новой услуги было вызвано жесткой необходимостью. Технология вывоза контейнеров автотранспортом не позволяет ПКТ увеличить объем обрабатываемых контейнеров, которые стали приоритетным грузом в 2001 году для ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". По этой номенклатуре ОАО достигло прироста в 84,4%. Сегодня ПКТ может обрабатывать до 400 тысяч контейнеров в год и остается основным оператором по обработке контейнеров на Северо-Западе.<BR><BR><B>Российские аналоги</B><BR>Контейнерный поезд Петербург -- Москва не первый в своем роде. У него есть аналог на Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб). Специальный контейнерный поезд ходит от станции Бусловская на границе с Финляндией до станции Находка-Восточная.<BR>По данным исследования рынка контейнерных перевозок России, проведенного компанией Maersk Sealand, перевозки по Транссибу составляют сейчас около 65 тысяч TEU в год. Перевозки осуществляются в основном в западном направлении.<BR>Спрос на новую услугу ПКТ пока невелик. Руководители проекта не склонны драматизировать ситуацию. Они считают, что сдерживающим фактором выступают здоровый консерватизм и осторожность клиентов. У многих из них есть печальный опыт собственных единичных отправок контейнеров по железной дороге.<BR><B>Справка</B><BR>Контейнерные перевозки -- наиболее технологичное и доходное направление транспортного бизнеса. Суммарная выручка российских железнодорожников, автоперевозчиков, портовиков и моряков в этом сегменте составляет около $1 млрд в год.<BR>Перевозки грузов в контейнерах развиваются особенно интенсивно. Мировым стандартом стали 20- и 40-футовые контейнеры, способные вместить до 25 тонн груза.<BR>Для российских компаний рынок контейнерных перевозок представляется перспективным. "Контейнерная" выручка российских стивидоров (компаний, специализирующихся на перевалке грузов в портах) составляет около $140 млн в год.<BR>