00:0015 января 200200:00
31просмотров
00:0015 января 2002
Вчера руководство ОАО "Ростерминалуголь" -- владельца недавно открытого в Усть- Лужском порту угольного терминала -- отправило официальное письмо в Министерство энергетики РФ с просьбой принять участие в намеченном на 26 января заседании совета директоров
<BR><BR>Вчера руководство ОАО "Ростерминалуголь" -- владельца недавно открытого в Усть- Лужском порту угольного терминала -- отправило официальное письмо в Министерство энергетики РФ с просьбой принять участие в намеченном на 26 января заседании совета директоров ОАО "Ростерминалуголь".<BR>Письмо, подписанное генеральным директором ОАО "Ростерминалуголь" Андреем Симоновым, выглядит как ультиматум представителей ХК "Соколовская" российскому Правительству. Как неоднократно сообщал "ДП", угольщики, до сих пор являвшиеся основными инвесторами проекта, настаивают на проведении дополнительной эмиссии акций АО, которая бы обеспечила им гарантии собственности как на терминал, так и на часть сопутствующей инфраструктуры. Сейчас ХК "Соколовская" владеет 45% акций. Контрольный пакет акций принадлежит Российской Федерации -- 51%. Остальными 4% владеет ООО "Торговый дом "Транснефть". За все время строительства терминала, которое началось еще в 1996 году, "Соколовская" инвестировала в него 235 млн рублей, Министерство энергетики РФ -- около 109 млн рублей, Министерство транспорта РФ -- 123 млн рублей, Кингисеппский район Ленинградской области -- 99 млн рублей.<BR>"ДП" уже сообщал (№227/01, www.dp.ru), что вопрос о возможности проведения дополнительной эмиссии должен был рассматриваться 26 декабря прошлого года на совещании Правительства РФ под руководством Виктора Христенко. Тогда была создана специальная рабочая комиссия, в которую вошли как представители профильных министерств и ведомств, так и руководство ХК "Соколовская". Результаты работы этой комиссии должны быть озвучены на совещании Правительства РФ 10 февраля.<BR><BR><B>Кассовый разрыв</B><BR>В декабре прошлого года в интервью корреспонденту "ДП" глава ХК "Соколовская" Александр Драничников заявил, что вопрос о дальнейшем финансировании проекта угольщиками должен быть решен в январе 2002 года. Из письма Андрея Симонова следует, что "Соколовская" решила отложить этот вопрос до решения проблемы с эмиссией (то есть по крайней мере до 10 февраля), мотивируя свое решение незаинтересованностью акционеров в поддержании хозяйственной деятельности ОАО "Ростерминалуголь". Сейчас финансирование практически остановилось. "Для завершения строительства первой очереди были задействованы практически все наличные финансовые ресурсы Минэнерго, Минтранса и ХК "Соколовская", -- сообщил "ДП" Андрей Симонов. -- Из трех акционеров расходы на ввод порта в эксплуатацию финансировались только одним акционером -- "Соколовской". При этом гарантий прав собственности компания так и не получила".<BR><BR><B>Угроза банкротства</B><BR>Руководство "Ростерминалугля" в обращении к министру энергетики РФ констатировало, что "при вводе в эксплуатацию угольного терминала из-за отсутствия финансирования в полном объеме от Минтранса не были достигнуты проектные глубины на акватории, из-за чего невозможно использовать суда водоизмещением 10 тысяч тонн, что ведет к повышению ставки фрахта и дополнительным убыткам грузоотправителя".<BR>Кроме того, Андрей Симонов намекнул, что ХК "Соколовская" не будет платить за поставленное в счет иностранных кредитов портовое оборудование, пока не получит гарантии собственности на него. Ввод в эксплуатацию второй очереди терминала (мощностью 4 млн тонн), таким образом, может быть отложен на неопределенное время.<BR>Между тем кредиторская задолженность "Ростерминалугля", работающего без второй очереди себе в убыток, на 1 января 2002 года составила 85 млн рублей. "Задержка ввода в строй второй очереди приведет к полной остановке работы угольного терминала, а в дальнейшем -- к банкротству предприятия, -- заявил Андрей Симонов, -- тогда уже будет неважно, кто собирается стать собственником объекта".<BR><BR><B>Без драки</B><BR>Громкое заявление о судьбе Усть-Лужского терминала сделал не Александр Драничников -- главный совладелец проекта, а подчиненный ему региональный топ-менеджер. Придание же огласки этому заявлению напоминает спланированный "вброс" нужной информации в прессу.<BR>Такой ход вполне оправдан в преддверии тяжелых переговоров с премьером Михаилом Касьяновым и его замом Виктором Христенко: угроза шахтеров доведена до сведения всех заинтересованных лиц, а у самого Александра Драничникова полностью развязаны руки: всегда можно отыграть назад и сослаться на то, что угольщиков неправильно поняли. Очевидно, что такой ход событий устраивает и московских чиновников. Во всяком случае вчера в департаменте государственного имущества на транспорте Минтранса заявили, что "никакого письма в глаза не видели" и о решении ХК "Соколовская" ничего не знают. "Подождем, пока придут документы, а потом их прокомментируем", -- заявил заместитель главы департамента Владимир Верхуша.<BR><BR><B>МНЕНИЕ</B><BR>Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев о судьбе Усть-Лужского терминала:<BR>"Думаю, что государство не будет продолжать финансирование строительства в Усть-Луге. Так что мы хотели бы проработать вопрос с руководителями ведущих угольных компаний нашего региона о возможности их долевого участия в финансировании работ по расширению угольного терминала. Например, собственники НПО "Прокопьевскуголь" принимают участие в развитии порта Высоцк: приобретают технику для разгрузки угля из вагонов и погрузки его на суда, занимаются дноуглублением порта.<BR>В то же время фирмы -- экспортеры углей "Прокопьевскугля" работают и с портом Усть-Луга и готовы принять участие в развитии внутрипортового железнодорожного транспорта, продолжении строительства терминала, но при определенных условиях -- решении вопросов собственности. В принципе, строительство угольного терминала в морском торговом порту Усть-Луга является перспективным для расширения рынка сбыта кузбасских углей. Тем более что из 11 угледобывающих компаний Кузбасса холдинговая компания "Соколовская" (основной инвестор строительства угольного терминала в Усть-Луге. -- "ДП") по объему добычи угля занимает 7-е место".