00:0028 декабря 200100:00
48просмотров
00:0028 декабря 2001
Вчера, 27 декабря, то, о чем так долго мечтали правители Ленинградской области, свершилось -- состоялось торжественное открытие двух новых грузовых портов в Финском заливе. Президент РФ Владимир Путин успел на открытие только одного порта в Приморске.
<BR><BR>Вчера, 27 декабря, то, о чем так долго мечтали правители Ленинградской области, свершилось -- состоялось торжественное открытие двух новых грузовых портов в Финском заливе. Президент РФ Владимир Путин успел на открытие только одного порта в Приморске.<BR>Чиновники использовали приезд Президента для того, чтобы доказать, что деньги госбюджета и инвесторов не потрачены впустую и терминалы готовы к работе.<BR>Владимир Путин на открытии порта в Приморске заявил, что ответственность за столь долгий срок от идеи до реализации портовых проектов несут московские чиновники, умышленно саботировавшие все решения по финансированию строительства. Президент мог изнутри наблюдать за этим еще в бытность свою премьером.<BR><B>Акт приемо-сдачи</B><BR>Начало работы портов было отмечено загрузкой первых судов с углем и нефтью. На приморском комплексе первая пробная партия нефти загружена на танкер ОАО "Совкомфлот" "Петрокрепость", а в Усть-Луге первые 3 тысячи тонн угля загружены на сухогруз, зафрахтованный компанией "Розко".<BR>Между тем до начала настоящей работы этих терминалов еще очень далеко. И, как говорят сами портовики, существует масса проблем, для решения которых нужно "много думать и считать с калькулятором". Пожалуй, наибольшие трудности сейчас испытывают портовики Усть-Луги, которым для начала полномасштабной эксплуатации терминала необходимо решить как минимум две технические проблемы. Во-первых, для доставки в порт необходимого объема угля нужно строить новые внешние железнодорожные подъезды к порту (пока за решение этой задачи не берется ни МПС, ни Минтранс). Во-вторых, самим портовикам придется думать, как обеспечить заход в порт большегрузных судов. Сейчас максимальная "разрешенная" глубина порта не превышает 5,7 метра, что не позволяет принимать крупнотоннажные суда с большой осадкой. Эксплуатировать же малотоннажные суда на линии экономически невыгодно. В беседе с корреспондентом "ДП" заместитель генерального директора ОАО "Ростерминалуголь" Рашид Поздняков сообщил, что контракт с "Розко", принимающей первую партию угля, носит разовый характер: кто и как будет возить уголь из порта на постоянной основе, "еще предстоит определять".<BR><B>Нефтяной поток</B><BR>Меньше проблем у наливного терминала в Приморске: нефтепровод к терминалу построен и функционирует, так что по крайней мере проблем с доставкой грузов возникнуть не должно. Но в первое время, до выхода на проектные мощности, терминал все равно будет работать в убыток. Кроме того, приморцам также еще только предстоит определиться с главным партнером -- перевозчиком нефти. Вчера стало известно, что на это место активно претендует государственное ОАО "Совкомфлот". Гендиректор компании Дмитрий Скарга выступил перед журналистами на брифинге, сообщив, что компания намерена в ближайшее время резко активизировать судоходную деятельность на Балтике и Дальнем Востоке. На Балтике, по словам Дмитрия Скарги, "Совкомфлот" намерен стать основным перевозчиком нефти из порта Приморск в европейские страны. Вчера в интервью "ДП" пресс-секретарь "Совкомфлота" Андрей Реут заявил, что стоящий под загрузкой в Приморске танкер ледового класса "Петрокрепость" -- первое судно из целой серии заказанных сейчас компанией танкеров, которые будут эксплуатироваться на этой линии. Следующим станет строящийся танкер "Петродворец".<BR>Впрочем, в самом порту говорят, что с "Совкомфлотом" еще ничего не решено. План отгрузки нефти в порту на 2002 год еще не сформирован. Уже приступила к работе учрежденная ООО "Балтнефтепровод" и ООО "Верхневолжскнефтепровод" новая компания "Специализированный морской нефтяной порт Приморск" (о регистрации компании "ДП" писал в №212/01, www.dp.ru). Исполняющим обязанности главы компании назначен Александр Поспелов.<BR><B>Кто первый</B><BR>Порты должны решить первую задачу -- переключить поток транзитных грузов из иностранных портов в российские и тем самым направить доход от транзита в российский бюджет. Следующей по цепочке встанет задача направить в бюджет и доход от морских перевозок. Для этого грузы должны перевозиться судами под российским флагом. Так что задача возрождения Российского торгового флота встает на повестку дня.<BR>Уже то, что компании предоставили принадлежащие им или зафрахтованные суда для участия в торжественной церемонии на глазах российского Президента, можно расценить как заявку на особый статус сотрудничества с портами. Как уже писал "ДП" (№230/01), утвержденной Президентом "Морской доктриной РФ" и программой "Модернизация транспортной системы РФ" предусмотрено существенное увеличение морских грузоперевозок к 2010 году. На государственную поддержку в ближайшее время могут рассчитывать и инвесторы портовых сооружений, и судовладельцы. По заявлению министра транспорта Сергея Франка, общий тоннаж российских грузовых судов за предстоящее десятилетие планируется довести до 5 млн тонн. Так что уже сейчас перевозчики заинтересованы в том, чтобы "застолбить" свое участие в приоритетных государственных проектах, в частности в развитии портов на Балтике, рассчитывая в будущем на господдержку в пополнении собственного флота и освоении новых рынков.