Чиновники саботируют расправу над ГУПами

Комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППТ) до сих пор не представил список из трех десятков государственных унитарных предприятий (ГУП), которые первыми подпадут под реорганизацию.

<BR><BR>Комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППТ) до сих пор не представил список из трех десятков государственных унитарных предприятий (ГУП), которые первыми подпадут под реорганизацию.<BR>В КЭРППТ кивают в сторону других комитетов администрации, затягивающих эту работу.<BR>Евгений Польский, начальник сектора управления государственной собственности КЭРППТ, сообщил, что только три из 22 комитетов городской администрации и одно городское Территориальное управление (ТУ) представили списки подведомственных им ГУП. Подчинились распоряжению губернатора лишь комитеты по содержанию жилищного фонда (18 предприятий), по транспорту (шесть предприятий), по печати и связям с общественностью (четыре предприятия), а также ТУ Фрунзенского района (два предприятия). Но и эти подразделения обошлись только общим количеством, без указания конкретных ГУП. В общей сложности это 30 организаций.<BR>К этому количеству можно прибавить еще семь организаций из 49 подведомственных КЭРППТ. Они попали в список еще в октябре 2001 года (см. №179/01, www.dp.ru). Самыми первыми будут ликвидированы ГУП "Санкт-Петербургский спиртовой завод" и ГП "Жилсервисхлеб".<BR><B>Не по Ереме шапка</B><BR>Именно КЭРППТ взял на себя обязанность готовить списки ГУП на реорганизацию, исходя из анализа их финансово-хозяйственной деятельности. В результате реорганизаций у него останется 22 госпредприятия. По словам Сергея Ветлугина, председателя комитета, останутся предприятия, осуществляющие функции по улучшению экологической обстановки и социальные функции. Среди них названы природоохранные предприятия, бани и прачечные ("Полигон "Красный Бор", "Балтийские бани", "Специализированная фабрика-прачечная №19", "Комбинат Трудпром №8"). "В основном ликвидации подлежат убыточные предприятия, не несущие жизненно важных для города функций", -- пояснял ранее Сергей Ветлугин.<BR>По данным КЭРППТ, в Петербурге 750 ГУП городского подчинения. Все они должны быть подведомственны конкретным комитетам городской администрации. Однако таких насчитывается только 487 организаций. Остальные унитарные предприятия практически "бесхозные". За эти предприятия, как сообщили в Комитете по управлению городским имуществом (КУГИ), отвечает КЭРППТ, но и он не владеет информацией в полной мере.<BR><B>Не мытьем, так катаньем</B><BR>Столкнувшись с "саботажем" со стороны чиновников, Валерий Назаров, председатель Комитета по управлению городским имуществом, в письме пожаловался Владимиру Яковлеву на "формальный подход комитетов к поставленной задаче". Юрий Антонов, вице-губернатор Петербурга, на совещании по данному вопросу посетовал, что комитеты не идут на реорганизацию своих предприятий, предпочитая заниматься своей текущей деятельностью. Поэтому он предложил до 15 января 2002 года подготовить и сдать в КЭРППТ список ГУП, которые ни при каком условии не подлежат реорганизации. "Раз не можете определиться, кого надо реорганизовывать, определитесь, кого не надо", -- говорил, по словам очевидцев, Юрий Антонов.<BR>На заседании правительства Петербурга 17 сентября губернатор высказал мнение, что на балансе у города должно остаться не более 10% существующих в настоящее время ГУП.<BR>К концу 2002 года, надеются в КУГИ, процесс реорганизации должен быть завершен. "Для нас оптимально, если раз в течение месяца КЭРППТ станет представлять списки на реорганизацию, в каждом из которых будет по 20-30 предприятий", -- делится начальник отдела распределения государственной собственности Глеб Никитин.<BR>По его словам, процесс акционирования не будет затяжным при одном условии -- если директора самих предприятий не станут этому препятствовать. Как негативный, но пока единичный пример противостояния властей города и руководства унитарного предприятия Глеб Никитин отметил историю с приватизацией СПб ГУП "Стадион "Петровский". Полугодовой конфликт сторон вылился в арбитражные разбирательства (см. "ДП" №230/01). Усугубляет ситуацию устаревшее трудовое законодательство, которое не позволяет снять с должности директора ГУП, не выполняющего распоряжение собственника.<BR><B>Долго запрягаем</B><BR>В первых числах октября 2001 года депутаты Законодательного собрания (ЗС) Петербурга приняли Закон "О порядке управления и распоряжения собственностью Петербурга, передаваемой на правах хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям". Согласно закону, неприбыльные госпредприятия должны быть ликвидированы.<BR>Прибыль в бюджет от всех ГУП составляет всего лишь 4 млн рублей в год. Более половины из них сдают госсобственность в аренду коммерческим структурам и получают деньги, которые, по логике, должны идти в казну города, но туда не попадают. Недополученный доход составляет, по самым скромным оценкам, несколько миллионов долларов в год.<BR>Предполагалось, что процесс реформирования петербургских ГУП начнется уже в этом году. Однако планы были скорректированы. В начале текущей недели Валерий Назаров сообщил, что только в январе 2002 года начнется процесс ликвидации или преобразования первых 30 ГУП Петербурга. Но не исключено, что и этот срок будет сдвинут.<BR>