«Филип Моррис»: атмосфера благих дел.

Социальная благотворительность становится тенденцией. Сегодня одна из крупнейших табачных компаний с интернациональным капиталом — «Филип Моррис» — избрала приоритетными для поддержки в России социальные программы. Именно это направление благотворительнос

Анна Севортьян Корреспондент Агентства социальной информации.<br>Социальная благотворительность становится тенденцией. Сегодня одна из крупнейших табачных компаний с ин-тернациональным капиталом — «Филип Моррис» — избрала приоритетными для поддержки в России соци-альные программы. Именно это направление благотво-рительности позволит «Филип Моррис» не только реально помочь российскому обществу, но и создать бла-гоприятную атмосферу вокруг бизнеса. А будучи круп-ной корпорацией, она делает и планирует сделать многое...<br>Современные ожидания и начинания<br>Согласно исследованию, проведенному в 1999 году по инициативе самой «Филип Моррис», современные россия-не ожидают от лидеров бизнеса активной благотвори-тельности и, прежде всего, «социально направленной». В российском представительстве это направление становится внеочередным. Здесь развернута программа по оказанию помощи ветеранам, в том числе — финансо-вой. Причем программа постоянно расширяется и совер-шенствуется. Когда выяснилось, что в Краснодаре, где находится лучшая сигаретная фабрика компании, пожи-лые люди испытывают потребность в продуктах, появи-лось новое «ответвление». Сотрудники фабрики решили помогать тремстам ветеранам: теперь им регулярно раз-возят продовольственные наборы.<br>«Во время одной из последних акций мы вручили ветера-нам по 500 рублей, — рассказывает Ирина Жукова, специалист по связям с общественными организациями и культурным программам представительства компании «Филип Моррис». — Пожилые люди благодарили нас, хо-тя, возможно, даже и не запомнили, как называется ком-пания. Они говорили «спасибо» прежде всего за то, что теперь смогут заплатить за квартиру или купить на эти деньги лекарства. Прекрасно, что хотя бы отчасти мы своими небольшими акциями можем облегчить жизнь конкретных людей. Например, в Москве накануне лета нам позвонили из одной музыкальной школы. Попросили отправить на отдых одаренных детей. Мы откликнулись, и в итоге хористы провели месяц в Словакии. Таких на-чинаний у нас немало».<br>«Филип Моррис» старается поддерживать людей не толь-ко материально, но и духовно. Третий год в Воронеже осуществляется проект «Событие сезона» — фестиваль городских театров, которых здесь семь. Также традици-онно компания вместе с газетой «Культура» проводит конкурс «Окно в Россию». Экспертное жюри определяет по пяти номинациям лучшие учреждения культуры за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Как известно, вне столиц живется труднее... Победителям конкурса вручают гранты на развитие в размере десяти тысяч долларов — таким образом корпорация старается помочь энтузиастам своего дела, сохраняющим культуру в про-винции.<br>Компания выступает инициатором и многих других собы-тий в области культуры. К примеру, с легкой руки «Филип Моррис» стал проводиться в России балетный конкурс «Дебют», а в сентябре нынешнего года при покровительст-ве компании стартовал тур скрипача В. Репина. Его концерты прошли в Нижнем Новгороде, Казани, Новоси-бирске и Москве. Событие получилось необыкновенно ярким, маэстро везде принимали восторженно, а пресса неизменно отмечала, что Репин — не просто звезда, но и чудесный в общении, обаятельный человек.<br>«Активны мы и в сфере образования, — говорит Ирина Жукова. — Стараемся поддерживать студентов и учите-лей. Особенно студентов, ведь — они наши потенциальные сотрудники. Так, в этом году компания организовала бес-платную подписку на газету «Ведомости» для полутора ты-сяч старшекурсников шести экономических факультетов столичных вузов. Программа оказалась эффективной».<br>Концептуальная основа благодеяния<br>Организованной благотворительностью в нашей стране «Филип Моррис» стала заниматься почти сразу после от-крытия представительства в Москве в 1992 году. И, по глубокому убеждению ее сотрудников, это — неотъемлемая часть деловой активности, ведь беспри-быльные социальные проекты ведутся во всех 150 стра-нах, где компания работает. Конечно, характер их неодинаков. Каждый региональный проект — всегда компромисс между местными потребностями и общекорпоративной культурой и традициями. Так, в России, кроме уже названных, главными направле-ниями благотворительности являются также охрана окружающей среды, борьба с насилием в семье и предот-вращение СПИДа.<br>«Мы открыты для всех предложений, — добавляет Ирина Жукова. — Однако у нас есть несколько универсальных критериев отбора проектов: региональные программы должны осуществляться там, где у компании существует представительство, соответствовать определенным при-оритетам, встраиваться в систему уже имеющихся про-грамм. Ни при каких условиях мы не поддерживаем политические, религиозные и спортивные организации. Как правило, не работаем с частными лицами, и это тоже критерий нашей благотворительной политики. «Филип Моррис» — крупная компания, и мы хотим внести ощу-тимый вклад в решение той или иной общественной проблемы».<br>Система рассмотрения заявок в «Филип Моррис» доста-точно гибкая. Принимаются все заявки, соответствую-щие критериям, но процесс их рассмотрения длителен. В регионах заключение выносится сотрудниками отделов по связям с общественностью, затем проекты поступают в московский офис, где проводится оценка их соответст-вия общекорпоративным требованиям. Затем проектам либо дают ход, либо объясняют заявителям, почему та или иная инициатива не может быть поддержана. После этого удачные заявки обсуждаются в отделе по связям с общественными организациями и культурным програм-мам, а затем получают одобрение управляющего дирек-тора. Далее они направляются в штаб-квартиру в<br>Лозанне, где рассматриваются вице-президентом по внешним и корпоративным связям, специалистами юри-дического отдела и президентом «региона». Иногда тот или иной проект направляется и в головную штаб-квар-тиру «Филип Моррис» в США. Пока не вынесено поло-жительное решение руководством всей компании, обязательств перед заявителями нет.<br>Доверие ниспровергает стереотипы<br>«Нам важно, чтобы все, что мы делаем, строилось на до-верии, — подчеркивает Ирина Жукова. — Мы не требу-ем строгих и регулярных отчетов, хотя, имея опыт в данной сфере, всегда можем оценить стоимость и качест-во того или иного проекта. У «Филип Моррис» есть пра-вило: никогда не вмешиваться в творческий процесс, хотя иногда над дизайном социальных проектов мы с партнерами работаем вместе. Ведь конечная цель нашей благотворительности — помочь обществу. Кроме того, мы создаем благоприятный климат и вокруг компании, который дает возможность эффективно работать пред-приятию и его сотрудникам».<br>Компания старается стимулировать положительные из-менения и в мировоззрении людей. Например, во время проведения исследования респондентам был задан во-прос: «Изменится ли ваше отношение к табачной компа-нии, если вы узнаете, что она делает что-то хорошее?». Подавляющее число людей ответили утвердительно. «Тем не менее в обществе, — комментирует Ирина Жукова, — несомненно, существует предубежденное восприятие бла-готворительности крупных корпораций: якобы они меце-натствуют только для того, чтобы завоевывать рынок и «завербовать» новых потребителей». Недавно «Филип Моррис» совместно с другими междуна-родными табачными производителями начала новую программу по предотвращению подросткового курения, эмблему которой многие знают: красный стилизованный знак «Стоп» с сигаретой и надпись: «Мы не продаем та-бачные изделия лицам моложе 18». Вокруг акции возник-ло много непонимания и критики: почему вдруг табачная компания занимается этим? Не завуалированная ли это реклама, не подталкивают ли несовершеннолетних к ку-рению? «Мы убеждены в том, что дети и подростки ку-рить не должны, и это наша принципиальная позиция, — говорит г-жа Жукова. — После 18 лет человек делает для себя сознательный выбор: курить или нет. И здесь мы мо-жем предложить тем, кто решил курить, качественный товар. Однако до совершеннолетия у детей должны быть альтернативы. Сейчас мы как раз осваиваем новое на-правление деятельности — «позитивное развитие молоде-жи». Это означает, что компания будет поддерживать проекты, направленные на гармоничное развитие детей и молодежи, продуктивный досуг, формирование здоро-вых жизненных стереотипов. Считаю эту программу очень важной и испытываю гордость, что работаю в ком-пании, которой небезразлично, что происходит и будет происходить в нашей стране».<br>Ориентир — социально ответственный бизнес<br>Сотрудники компании «Филип Моррис» с интересом на-блюдают за распространением в России понятия «соци-ально ответственный бизнес». «Растет число компаний, которые сознают, что нормальное функционирование компании невозможно без взаимодействия с обществом, — считает Ирина Жукова. — Бизнес стал серьезнее отно-ситься к благотворительности, хотя условия, в том числе из-за неразвитого законодательства, пока не самые бла-гоприятные. Существует скрытая благотворительность «из кармана», все еще сильно предубеждение прессы про-тив освещения благотворительных акций, восприятие их как дешевой пропаганды. И хотя объемы благотвори-тельности бизнеса после кризиса восстановились, на мой взгляд, нам пока не хватает координации действий: о том, что делается в этой сфере, узнаешь чаще всего слу-чайно. Отрадно, что занимаются благотворительностью не только транснациональные корпорации, но и немало российских компаний. Следовательно, в предпринима-тельском сообществе есть сильная мотивация, побужде-ние к благотворительности».<br>Тем не менее в обществе не всегда понимают, что проис-ходит. К примеру, недавно в прессе появилась публика-ция, где автор всерьез обосновывал благотворительность бизнеса тем, что начальники «это любят». Также и проси-тели, которые ищут финансовой поддержки у компаний, иногда начинают свое общение с требования: «Вы долж-ны нам помочь!»... Однако, отмечают в «Филип Моррис», в последнее время стали обращаться и профессиональные фандрайзеры, которые понимают принципы работы биз-неса и способны к конструктивному диалогу.<br>«Не во многих корпорациях пока существуют менеджеры по связям с общественными организациями. «ФилипМоррис» сотрудничает с Союзом журналистов. Конфеде-рацией обществ потребителей. Российской ассоциацией рекламных агентств, — продолжает Ирина Жукова. — В сфере благотворительности нам бы тоже хотелось боль-ше совместных программ с общественными объединения-ми. Пока у нас есть всего один проект с некоммерческой организацией, он стартует осенью в Петербурге. «Филип Моррис» и общество «Золотой пеликан» организуют в го-роде бесплатную столовую, где бездомные и обнищавшие люди смогут регулярно получать горячее питание. Скоро наступят холода, и северной столице просто необходимо такое место. Конечно, мы были бы рады новым интерес-ным программам. Сорокалетний опыт благотворитель-ности убеждает нас, что <br>