Корпоративный праздник. Кто-то работает, кто-то ест

Отпраздновать Новый год в рабочем коллективе -- дело непростое. К мировым стандартам корпоративного отдыха российские компании еще не совсем привыкли. "Традиции профессиональной организации корпоративных праздников только начинают свое становление, -- счи

<BR><BR>Отпраздновать Новый год в рабочем коллективе -- дело непростое. К мировым стандартам корпоративного отдыха российские компании еще не совсем привыкли. "Традиции профессиональной организации корпоративных праздников только начинают свое становление, -- считает режиссер-постановщик корпоративных мероприятий компании "Центр научно-технической информации "Прогресс" Анжела Паульс. -- Хотя многие топ-менеджеры уже понимают, насколько велико значение подобных вечеринок в формировании культуры работы фирмы".<BR><BR>Главная задача подобных party -- сплотить и подружить коллектив. "Люди больше узнают друг друга, заводят новых друзей. Им становится легче и интереснее работать", -- считает директор по персоналу ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" Наталья Мастинен.<BR>"Один из руководителей с подкупающей непосредственностью заметил, что устраивает подобные праздники, чтобы сотрудники в итоге поняли, что он их всех любит", -- добавляет Анжела Паульс. Рядовые же работники ждут от подобных праздников просто веселья и отдыха. Причем "россияне" любят веселье с песнями и плясками. "В западных компаниях зимние праздники (чаще всего это Рождество) часто ограничиваются официальной частью и фуршетом", -- рассказала директор агентства "Престиж-сервис" Светлана Ламина.<BR><BR>Практически во всех компаниях, отмечающих праздники "корпоративно", существует разграничение между дружеской тусовкой и официальным мероприятием. Новый год относится к разряду более-менее официальных торжеств. Действует русская народная поговорка "конец -- делу венец". В канун новогодних праздников подводят итоги работы, награждают лучших из лучших. С другой стороны, после официоза можно поговорить "по душам" с директором или обсудить наболевшее с топ-менеджером. Новый год в трудовом коллективе отмечают, как правило, только сотрудники оного. Родственникам "достаются" пикники на природе летом. Таким образом, все знают друг о друге все и даже больше, чем хотелось бы. Все это относит встречу наступающего года к разряду "интимных" мероприятий.<BR><BR>"Новогодние праздники для нас -- событие камерное, отмечается обычно внутри коллектива, -- подтверждает Наталья Мастинен. -- Предстоящее в конце декабря торжество -- не исключение. Пока программа остается сюрпризом для работников компании. Могу сказать, что мы собираемся снять веселый видеофильм о компании и продемонстрировать его на новогоднем вечере. Поскольку предприятие работает 24 часа в сутки, не все сотрудники смогут присутствовать на самом торжестве. Для них мы предусмотрели роскошные подарки.<BR>В день праздника некоторые дамы уйдут с работы пораньше, чтобы "навести красоту". При наших "ударных" темпах работы корпоративная вечеринка -- одна из немногих возможностей надеть вечерние туалеты. Официоз мы намерены соблюсти только в поздравительной речи нашего уважаемого генерального директора ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" И. А. Телешева. Он подведет итоги года, отметит успехи, расскажет о планах развития компании".<BR>Некоторые компании, вспоминая "старое, доброе, советское", организовывают елки для детей. "Зимняя вечеринка у нас -- мероприятие официальное и торжественное. Мы обязательно устраиваем новогодние праздники для детей сотрудников нашей фабрики. Наши люди любят и умеют веселиться, -- уверена управляющий по трудовым отношениям, кадровому учету и услугам отдела персонала компании "Филип Моррис Ижора" Екатерина Пацера. -- Традиционно у нас два развлекательных мероприятия -- летний пикник, куда сотрудники приглашаются с семьями, и зимняя вечеринка только для работников компании. Летний пикник проходит в непринужденной атмосфере -- организуются специальная программа для детей, разнообразные развлечения для взрослых, обязательно -- концерт, куда мы приглашаем популярных исполнителей. Например, на летнем пикнике в этом году выступала группа "Несчастный случай".<BR><BR>Практически везде на корпоративный Новый год приглашают только сотрудников компании. В редких случаях на подобные party приходят важные клиенты и партнеры. Хотя для них чаще устраивают отдельные презентации. Для членов семей сотрудников также устраивают отдельные праздничные мероприятия -- День семьи, День открытых дверей, День здоровья. Проводятся они, как правило, летом и за городом. А в День открытых дверей устраивают специальные экскурсии по предприятию. Особый интерес это вызывает в режимных организациях, куда в обычное время посторонним не попасть. "Как, например, в "Петербургский нефтяной терминал", -- замечает Наталья Мастинен. -- Ведь для того, чтобы туда попасть даже сотруднику, необходимо проехать через два КПП".<BR><BR>Организация праздника, в том числе и Нового года, зависит от размера компании. Точнее, от количества приглашенных и праздничного бюджета. Первая и очень важная проблема -- где праздновать. Начинается все с аренды помещения, которое во многом диктует стиль и где-то уровень мероприятия.<BR>"Маленькие или средние компании, например, часто останавливают свой выбор на китайских ресторанах, -- рассказывает Анжела Паульс. -- Дешево, экзотично, разрешают самим закупать спиртное. Недалеко от центра города достаточно сложно найти красивый зал, в котором бы удобно разместились за столиками более 100 человек да еще был бы танцпол. Фирмы побольше предпочитают многочисленные петербургские дворцы. Если там нет ресторана, они делают заказ в кэтринговой компании (выездной ресторан). Ну и, конечно, большой популярностью пользуются ночные клубы, где помимо ресторана и танцпола (дискотеки) почти всегда есть дополнительные развлечения. Крупные западные компании, такие, как Pepsi-Cola, часто устраивают праздники в правительственных особняках "на островах".<BR>"Зимой мы постоянно стоим перед проблемой выбора места для корпоративных праздников, -- сетует Екатерина Пацера. -- Численность сотрудников на "Филип Моррис Ижора" в последние 3 года постоянно росла. Уже не первый год мы проводим пикники в правительственной резиденции К-2 на Крестовском острове, наши сотрудники с семьями (а этим летом их было 2000 человек) там пока "помещаются". Прошлые зимние праздники мы отмечали в ночном клубе "Плаза". В нынешнем году совершенно ясно, что нам нужно помещение большей вместимости". Некоторые компании, особенно молодежные, предпочитают необычные места празднования. "Одна фирма заказала загородный пикник на несколько дней. А другие "молодцы" решили встретить Новый год в спорткомплексе, непременно с бассейном", -- рассказывает Светлана Ламина.<BR><BR>Крупные предприятия для обслуживания своих праздников обычно размещают заказ в кэтринговых компаниях. Небольшие фирмы сами закупают продукты и в таких случаях обходятся без горячего. Только салаты и холодные закуски. У всех обязательно присутствует шампанское, а дальше -- в зависимости от финансовых возможностей, традиций и имиджа компании. В государственных учреждениях предпочитают пить крепкие спиртные напитки. В частных, особенно если среди сотрудников много молодежи, иногда специально устраивают пивные вечеринки. В солидных компаниях чаще употребляют хорошие вина и легкие аперитивы. "Все эти "алкогольные радости" раскрепощают людей, -- добавляет Анжела Паульс. -- При этом только в очень маленьких и дружных компаниях сотрудники (на моей памяти это почему-то всегда бухгалтеры) позволяют себе расслабиться по полной программе. Обычно же все проходит, вне зависимости от количества выпитого, очень пристойно. Люди понимают, что завтра им вместе работать".<BR><BR>Выбор музыки на корпоративных вечеринках зависит опять же от сценария. "Среди людей самого разного возраста сейчас очень популярна музыка в стиле ретро, 70-х годов -- "Поющие гитары", песни Хиля, молодого Магомаева и др.", -- уверена Наталья Мастинен.<BR><BR>Организация праздничной программы бесконечна. Все зависит от финансового благополучия компании -- заказчика торжества. "Через специализированные агентства можно заказать как дорогие праздничные программы с участием звезд эстрады, так и не очень обременительные по деньгам, но необычные номера. Так, например, за $800 к маленькой дочке одного бизнесмена приехал... живой слон в сопровождении двух клоу-нов", -- удивляет Анжела Паульс.<BR>"Вообще же, -- делится бесценным жизненным опытом режиссер-постановщик корпоративных мероприятий компании "Центр научно-технической информации "Прогресс", -- средние расценки таковы: ВИА из трех человек (играют 6 часов) стоит от 300 у.е. Если музыкантов на два человека больше, цена возрастает до 500 у.е. Цены на звезд российской эстрады начинаются от 2 тысяч у.е. Пугачева к вам за такие деньги не поедет, а вот, скажем, Алексей Глызин согласится почтить своим недолгим присутствием. Средняя продолжительность выступления одной звезды -- 30-40 минут. За это время господин Сюткин возьмет 4 тысячи у.е., а вот за романсы Александра Малинина придется выложить не меньше 5 тысяч. Долина, Леонтьев, Макаревич потребуют не меньше 10 тысяч. По имеющимся сведениям, разговор о возможном приезде на то или иное торжество г-жи Пугачевой начинается с цифры 30 тысяч у.е.". В этом отношении "родные" петербургские фокусники лучше. Они за свой труд берут значительно дешевле -- 150-250 у.е. за номер.<BR>А самая дешевая услуга, по словам специалистов, -- стриптиз. "Один номер с раздеванием стоит всего 50 у.е., -- удивляется Анжела Паульс. -- А за 30-минутные цыганские пляски придется выложить 400 у.е.<BR>И наконец -- ведущие вечера. Если тамада -- студент театрального вуза, то за 6 часов провозглашения тостов он возьмет 100 у.е. Артистам театра за то же время присутствия полагается платить 400, а шоуменам, мелькающим на экранах телевизоров, -- от 500 и выше". "Ведущий -- известный актер может "стоить" в предновогодний вечер до $1000, -- утверждает Наталья Мастинен. -- Выступление шоу-балета -- от $200 до $800".