Физики-теоретики идут в производство

Специалисты физического факультета СПбГУ разработали схему обучения студентов-физиков работе в инновационных группах в области высоких технологий. Эта схема была проверена и усовершенствована в пилотном проекте, в котором в качестве компании-партнера выст

<BR><BR>Специалисты физического факультета СПбГУ разработали схему обучения студентов-физиков работе в инновационных группах в области высоких технологий. Эта схема была проверена и усовершенствована в пилотном проекте, в котором в качестве компании-партнера выступило ЗАО "НПО "Спектрон-Оптэл".<BR>"Три года назад я читал лекции в Дании, и в частности в Копенгагенском университете, -- рассказывает один из руководителей проекта, доцент кафедры вычислительной физики физического факультета СПбГУ Вадим Монахов. -- В Копенгагенском университете студенты обучаются инновационной деятельности по схеме KUBUS (торговая марка Копенгагенской бизнес-школы), разработанной профессором Копенгагенской бизнес-школы Генрихом Херлау. Основой схемы являлось взаимодействие учебной инновационной группы и работающей в области высоких технологий фирмы, для которой должна быть предложена инновация. Познакомившись с работой таких групп, мы решили перенести датский опыт в петербургский университет".<BR>Пилотный проект проводился в рамках гранта, финансируемого Копенгагенским университетом.<BR>В качестве предприятия-партнера, для которого разрабатывались инновационные предложения, выступала датская компания FOSS Electric, производитель приборов для контроля качества молочной продукции. В проекте приняли участие 12 студентов старших курсов, аспирантов и сотрудников физического факультета с двух кафедр -- вычислительной физики и электроники твердого тела.<BR><B>Студенты в шкуре менеджеров</B><BR>Датская схемы обучения во время работы претерпела значительные изменения. Так, основой датской схемы является наличие в учебной инновационной группе двух лидеров, один из которых отвечает за административную работу, другой -- за работу с людьми.<BR>В результате получилось, что остальные участники работали пассивно, а вся ответственность и работа по заполнению документации (которой было чересчур много) ложилась на двух человек. Поэтому на следующем этапе для обучения студентов работе в инновационной группе была создана собственная схема. Это проходило в инициативном порядке, так как грант Копенгагенского университета к этому времени закончился.<BR>"Мы попытались распределить ответственность среди всех членов группы, -- объясняет Вадим Монахов. -- Для начала предложили несколько направлений, по которым группа должна собирать информацию и потом делать выводы. Затем по каждому направлению мы назначили своего менеджера. Таким образом, каждый студент стал менеджером, отвечающим за конкретный участок работы. Каждый получил возможность побыть руководителем и почувствовать, как страдает общая работа, если кто-то не выполняет то или иное задание, что порой случается у студентов. Так что такая практика попутно помогла усилить самодисциплину".<BR>Для отладки новой схемы в 2000-2001 годах был проведен проект совместно с НПО "Спектрон-Оптэл", которое занимается выпуском рентгеновских спектрометров для определения химического состава различных веществ, материалов.<BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Взаимодействие науки и производства оказалось полезным для обеих сторон.<BR>"Нередко выпускники вузов оказываются не подготовленными к практической деятельности, не всегда понимают цели и задачи реального производства. В результате адаптация выпускника на предприятии растягивается на долгое время", -- отмечает начальник отдела ЗАО "НПО "Спектрон-Оптэл" Александр Руднев.<BR>Студенты на практике поучаствовали в управлении развитием предприятием.<BR>"Спектрон-Оптэл" получил несколько инновационных предложений. Взгляд со стороны помог выявить также некоторые недостатки в деятельности фирмы. "Например, студенты обратили внимание на некоторые недоработки в нашей страничке в Интернете. Ее было тяжело найти через поисковые системы, -- говорит Александр Руднев. -- Сейчас мы модифицировали страничку и упростили ее поиск".<BR>"Сейчас мы ищем фирмы, которые работают в области высоких технологий и готовы принять участие в качестве партнеров в работе учебных инновационных групп, -- говорит Вадим Монахов. -- Предпочтение отдается российским фирмам-производителям. При этом, конечно, финансовое положение компании должно быть достаточно устойчивым".<BR>