Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России". 2002-2010 гг.

Модернизация транспортной системы страны рассматривается как первый этап реализации стратегической цели государственной транспортной политики.

<BR><BR>Модернизация транспортной системы страны рассматривается как первый этап реализации стратегической цели государственной транспортной политики.<BR>Целью Программы является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности функционирования транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные национальные интересы страны.<BR><BR><B>Ожидаемые</B><BR><B>результаты</B><BR><B>и подпрограммные задачи</B><BR>Общественная эффективность за период жизненных циклов проектов Программы оценивается в 1,6 трлн рублей, коммерческая -- 551,6 млрд рублей, бюджетная -- 1,2 трлн рублей.<BR><B>Железная дорога</B><BR>На железнодорожном транспорте износ основных производственных фондов снизится до 37-39%, будет расширен полигон электрификации с доведением доли грузооборота, осуществляемого посредством электротяги, до 80-83%, скоростное движение пассажирских поездов будет организовано на линиях общей протяженностью 8 тысяч км, себестоимость перевозок снизится на 10-12% по сравнению с уровнем 2000 года.<BR>На железнодорожном транспорте предусматривается поэтапное обновление и модернизация основных производственных фондов федерального железнодорожного транспорта, повышение безопасности движения и качественного обеспечения платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов.<BR><B>Автомобильные</B><BR><B>дороги</B><BR>Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличится на 20% и достигнет 640 тысяч км, протяженность многополосных автомобильных дорог увеличится в 2 раза (до 8 тысяч км). Будет обеспечена связь почти 8 тысяч населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования. По федеральным автодорогам будет ликвидирован, а по территориальным значительно сокращен разрыв между фактическими и требуемыми расходами на ремонт дорог.<BR><B>В области модернизации автомобильных дорог будет осуществлено приоритетное финансирование модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог; развитие сети местных автомобильных дорог для обеспечения связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования и решения социальных проблем сельского населения; совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровнях</B><BR><B>Гражданская</B><BR><B>авиация</B><BR>В гражданской авиации удельный вес объемов перевозок, выполняемых на воздушных судах отечественного производства нового поколения, достигнет 85%, за счет применения более экономичных двигателей удельный расход авиатоплива снизится на 22%, за счет совершенствования организации воздушного движения скорость доставки пассажиров повысится на 10%, оснащенность объектов наземной инфраструктуры достигнет 85% нормы.<BR>В области гражданской авиации предусматривается восстановление роли воздушного транспорта в транспортной системе страны, обеспечение надежного авиасообщения между всеми ее регионами и стабильного функционирования воздушных линий в районах, слабо обеспеченных другими видами транспорта, увеличение доступности воздушного сообщения для всех слоев населения.<BR><B>Пассажирский</B><BR><B>транспорт</B><BR>На пассажирском транспорте общего пользования будет улучшено качество услуг, наполняемость салонов в часы пик будет постепенно снижена с восьми человек на 1 м2 до пяти-шести, повысится регулярность движения, увеличится на 10-15% средняя эксплуатационная скорость перевозок пассажиров и снизится на 13-15% их себестоимость.<BR>На пассажирском транспорте общего пользования предусматривается совершенствование структуры парков пассажирских транспортных средств; модернизация и улучшение их технико-эксплуатационных характеристик; строительство и совершенствование сервисных объектов и производственно-технической базы.<BR><B>Морской</B><BR><B>транспорт</B><BR>На морском транспорте увеличится тоннаж флота с 11,7 млн тонн до 14,4 млн тонн, контролируемого Россией, средний возраст транспортных судов под отечественным флагом снизится с 19 до 13 лет, доля российских морских портов в обеспечении внешнеторговых и транзитных перевозок возрастет с 70 до 95%.<BR>На морском транспорте предусматривается улучшение материально-технической базы отрасли, приведение ее в соответствие с требованиями развивающейся российской экономики и внешней торговли, а также с мировыми стандартами за счет обновления и пополнения морского торгового флота, атомного ледокольного флота, реконструкции существующих и создания новых перегрузочных мощностей в морских портах, развития систем, обеспечивающих навигационное обслуживание и безопасность судоходства, развития соответствующих учебных заведений; улучшение взаимодействия морского транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами; повышение эффективности механизма государственной поддержки и государственного регулирования работы и развития морского транспорта с целью реализации интересов государства и общества без ущемления хозяйственной самостоятельности предприятий; повышение доли российских морских портов в обеспечении переработки отечественных внешнеторговых грузов; повышение доли флота, суда которого плавают под российским флагом, в общем составе флота, контролируемого Россией; обеспечение перевозок отечественным флотом не менее 40% российских внешнеторговых грузов.<BR><B>Водный транспорт</B><BR>На внутреннем водном транспорте повысятся темпы обновления транспортного грузового и пассажирского флота, будет интенсифицирован процесс интеграции в современные товаропроводящие системы. Структура речного флота будет приведена в соответствие с прогнозируемыми объемами, составом и географией грузопотоков, прежде всего для обеспечения внешнеторговых перевозок и завоза грузов в районы Крайнего Севера, часть имеющихся мощностей речных портов будет переориентирована на обеспечение интермодальных перевозок.<BR>На внутренних водных путях будет обеспечена безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений, что позволит значительно снизить риск крупномасштабных техногенных катастроф в густонаселенных приречных районах европейской части страны, уменьшить масштабы и последствия затопления паводковыми водами в отдельных регионах страны, повысить эффективность судоходства, прежде всего при обеспечении внешнеторговых и транзитных перевозок.<BR>На внутреннем водном транспорте намечается улучшение материально-технической базы внутреннего водного транспорта, приведение ее в соответствие с требованиями развивающейся российской экономики и современными стандартами: обновление и пополнение транспортного флота внутреннего и смешанного (река-море) плавания, реконструкция существующих речных и устьевых портов; усиление взаимодействия внутреннего водного транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами.<BR><B>Немного истории</B><BR>Развитие транспорта в последние годы осуществлялось в соответствии с отдельными целевыми федеральными и отраслевыми программами ("Дороги России", "Возрождение торгового флота России", "Внутренние водные пути" и др.). Однако эти программы, разработанные без должной увязки друг с другом, ориентированные в основном на федеральный бюджет и не обеспеченные ресурсами, выполнялись с большим отставанием. К настоящему времени выполнение программ составляет от 18 до 57%. Вследствие этого на транспорте накопилось много нерешенных проблем, которые могут стать тормозом в осуществлении социально-экономической политики.<BR>Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55-70% и продолжает увеличиваться.<BR>За период с 1993 года износ основных производственных фондов возрос с 33,6 до 56,7%; неадекватное сокращение в 1992-1998 годах объемов перевозок (на 48%) и численности персонала, занятого на перевозках (на 13%), привело к сокращению производительности труда на 41%.<BR><B>Региональные</B><BR><B>мероприятия</B><BR>Проекты модернизации и развития транспортной системы России охватывают территорию всех субъектов Российской Федерации, объединенных в семь федеральных округов. <BR><B>Северо-Запад</B><BR>В Северо-Западном федеральном округе, где транспорт играет важную роль в обеспечении экспортно-импортных связей России, а в ближайшем будущем и международного транзита, важной проблемой является создание условий для роста внешнеторговых перевозок и благоприятной конкурентной среды для российских перевозчиков.<BR>Основные задачи модернизации транспортной системы связаны с формированием российской части европейско-азиатских транспортных коридоров "Север -- Юг" и "Транссиб", панъевропейских транспортных коридоров №9 и 1, а также с поддержанием регулярного судоходства по трассе Северного морского пути.<BR><BR>Основные мероприятия:<BR>-- развитие и строительство новых железнодорожных предпортовых станций в Финском заливе, пограничных станций с государствами Балтии, электрификация железнодорожных линий общей протяженностью 1500 км, в том числе участков Свирь -- Идель, Гатчина -- Ивангород, Обозерская -- Архангельск, Печора -- Сосногорск, Маленга -- Вонгуда и др., перевод на переменный ток Мурманской магистрали (Лоухи -- Мурманск), строительство второго мостового перехода через реку Шексну на направлении Вологда -- Волховстрой и начало работ по строительству второго пути на направлении Буй -- Вологда, завершение строительства новой линии Ледмозеро -- Кочкома с электрификацией участка Кочкома -- Кивиярви;<BR>-- развитие автодорожной сети, включая реконструкцию автомобильных магистралей, в первую очередь на направлении граница с Финляндией -- Санкт-Петербург -- Москва, включая строительство кольцевой дороги -- транспортного обхода Санкт-Петербурга;<BR>-- реконструкция взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, аэровокзальных и грузовых комплексов, замена светосигнального оборудования в аэропортах Санкт-Петербурга (Пулково), Калининграда, Мурманска, Архангельска и Воркуты, строительство комплекса нового аэропорта в Сыктывкаре (Сыктывкар-2);<BR>-- реконструкция и развитие действующих портов (морского и речного) в Санкт-Петербурге, морских -- в Выборге, Калининграде и Мурманске, а также строительство новых портов в Приморске и районе Усть-Луги.<BR><BR><B>Ресурсное</B><BR><B>обеспечение</B><BR>Финансирование программных мероприятий предусматривается осуществлять в основном за счет собственных средств предприятий транспорта, использования ими кредитов государственных и коммерческих банков, эмиссии ценных бумаг и привлечения иностранных инвестиций, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федерального бюджета.<BR>Общий размер необходимых расходов на реализацию мероприятий по модернизации транспортной системы РФ в период 2002-2010 годов составляет 4646,3 млрд рублей.<BR>Наибольших расходов потребует реализация подпрограмм "Автомобильные дороги" (2077,9 млрд рублей), "Железнодорожный транспорт" (1540,3 млрд рублей), "Морской транспорт" (369 млрд рублей) и "Гражданская авиация" (409,7 млрд рублей).<BR><B>По материалам</B><BR><B>Программы</B>