Дмитрий Чернейко: "Сейчас откроются шлюзы: хочешь уволить -- уволь"

После Нового года уровень открытой безработицы в Петербурге может возрасти в 3-4 раза.

<BR><BR>После Нового года уровень открытой безработицы в Петербурге может возрасти в 3-4 раза.<BR>О причинах столь резких изменений в интервью "ДП" рассказал руководитель Департамента Федеральной государственной службы занятости по Петербургу Дмитрий Чернейко:<BR><BR>-- Что Вы будете делать в связи с принятием нового Трудового кодекса?<BR>-- Вы знаете, сейчас меня больше беспокоит не новый Трудовой кодекс, а то, что городское Законодательное собрание приняло Закон о прожиточном минимуме. В целом это очень хорошо, но в переводе на русский язык это означает, что минимальный объем пособия по безработице возрастает примерно в 4 раза. В последний раз мы делали замеры реакции населения на подобное решение 2 года назад. Тогда потенциал безработицы составлял около 100 тысяч, сейчас, я думаю, будет такая же цифра. Структура будет другая, но цифра -- приблизительно такая же. Имеются в виду люди, которым при прочих равных условиях выгоднее -- материально выгоднее -- стать безработными, нежели болтаться в непонятном статусе. В результате мы резко поменяем структуру наших безработных. Будет больше маргиналов снизу. Лодырей-алкоголиков-тунеядцев по известному фильму. Бомжу будет выгоднее получить у меня 400 рублей, нежели чем за 100 рублей -- как сегодня -- мучиться. 400 рублей -- это примерно 10 бутылок дешевой водки можно купить, а если с закуской -- неделя праздника за счет государства.<BR><BR>-- Как Вы можете охарактеризовать нынешнюю структуру рынка труда?<BR>-- У нас в городе проживает примерно 4,6 млн человек. Сколько точно -- мы не знаем. Система статистики знаете, как у нас построена? Как, вы думаете, появляется эта цифра?<BR><BR>-- По наблюдениям за прошлыми годами...<BR>-- У нас статистика производит несколько измерений. Первичные данные поступают в Москву. Там они обрабатываются, и мы получаем готовую цифру. Берется, допустим, четыре района и делается сканирующая оценка по I кварталу. Потом берется еще четыре района и делается оценка на II квартал и т.д. Потом берется среднее арифметическое, на какие-то коэффициенты взвешивается. Затем все это уходит в Москву, оттуда в регионы спускается цифра. Это принцип нашей статистики. Почему наша статистика очень многого не отражает? Мы никогда не знаем точно ни число работающих, ни число живущих... В Петербурге же численность экономически активного населения -- 2,4 млн. Занятые плюс безработные.<BR><BR>-- Это население в трудоспособном возрасте?<BR>-- Нет. Это разные понятия. Под населением в трудоспособном возрасте подразумеваются все люди от 16 до 55 или 60. В среднем в разных странах доля экономически активного населения по отношению к населению в трудоспособном возрасте колеблется от 60 до 80%. Это в среднем, а по разным категориям населения -- по половозрастным группам -- этот процент совершенно разный. Более того, тренд тоже разный. Допустим, до войны очень низкий процент был в Японии, сейчас он имеет тренд к повышению -- он уже больше 70%. А в США этот тренд пошел вниз. В России этот процент всегда был самым высоким в мире. Он всегда зашкаливал. Никакая Швеция с процентом трудоустройства женщин близко к нам никогда не стояла.<BR><BR>-- Вы же сами говорили о том, какая у нас статистика...<BR>-- В данном случае информация где-то была корректной. Объясню почему. Западная статистика строится на системе сэмплов по самым разным направлениям. Опросы и оценки -- достаточно точные и корректные, и раз в 10 лет перепись населения. У нас все строится на статистических отчетах. Если я крупное предприятие -- я сдал отчет. А если я малое или среднее, то почему я должен вовремя сдавать отчет в Госкомстат? Зачем? Если я даже в налоговую инспекцию могу чего-то не сдать. То есть государство собирает сегодня информацию только от 80 из тех 100%, которые ее должны предоставлять. Вообще, статистика, построенная на отчетах, всегда некорректна по определению. Но в советские времена, несмотря на приписки и прочее, она что-то отражала. По числу работающих -- когда у нас у всех в старом сером паспорте стоял штамп о месте работы -- учет был очень хороший. Сейчас по статистике экономически активного населения у нас примерно 70%. Эта цифра достаточно стабильна. Человеку иногда выгоднее не быть ни безработным, ни работать. У нас таких людей примерно 30%. Основная часть из них женщины.<BR><BR>-- Что для службы занятости является главной проблемой?<BR>-- Около 500 тысяч человек каждый год меняют место работы. В среднем они тратят на поиск новой работы 3 месяца. Это означает, что фрикционная безработица у нас 5%. Это потери общества на смену места работы. По структурной безработице -- если мы говорим, что у нас 85 тысяч вакансий и 16 тысяч безработных, то понятно, что людей не найти. С другой стороны, людям не найти работу. Это та проблема, которой нам надо заниматься в полном объеме и на полном серьезе. Создавать нормальный рынок труда с хорошей инфраструктурой. Самые главные компоненты -- информационные и транспортные. Потому что, если мы берем наш маленький городок -- Петербург, то, чтобы переехать с правого берега Невы на левый, вы должны затратить примерно 20 рублей. Плюс 20 рублей обратно. Умножаем на 22 рабочих дня. Получается, что если зарплата меньше 880 рублей, то человеку просто не доехать до работы. Да, средняя зарплата по городу сегодня -- 4000 рублей. Но если вообще взять структуру работников, то 25% людей получают зарплату ниже прожиточного минимума, то есть меньше 1600 рублей.<BR>После принятия нового Трудового кодекса работодателю станет невыгодно дальше держать работника, так как он сейчас это делает по разным причинам. Шлюзы открываются: хочешь уволить -- уволь, не хочешь -- нет.<BR>Как только мы получаем открытый рынок труда, возникает жесткая ситуация. Предприятия в основном будут избавляться от ненужных работников. Они будут все равно обновлять технологии, повышать производительность труда и др. В результате мы можем иметь как один из сценариев достаточно высокую открытую безработицу. Потенциал всей этой безработицы -- порядка 7% от экономически активного населения. Сегодня у нас открытая безработица -- 0,6%. Она имеет тенденцию к росту -- мы каждую неделю прибавляем порядка 300-400 человек: 700-800 регистрируются и 300-400 человек снимаются с учета.<BR>-- 0,6% и 7%. Безработица увеличится больше чем в 10 раз?<BR>-- 7% -- это потенциал. Реально он может реализоваться не больше чем наполовину. Это максимум. Я думаю, что мы и 2,5% не перекроем, многое будет зависеть от технологии нашей работы, от того, как будет проинформировано население, все ли будет профинансировано...<BR><BR>-- Каковы перспективы развития рынка труда?<BR>-- Все очень скучно и жестоко. Разделим рабочие места по уровню доходов -- есть плохие рабочие места с маленькой зарплатой и хорошие, требующие очень высокой квалификации. Теперь представим себе государственную границу РФ. Если проанализировать процессы трудовой миграции, получится, что люди с высокой квалификацией едут ТУДА, а люди с Востока -- прибывают СЮДА. Идет двойная деградация рынка труда. Денег на воспроизводство даже по многим серьезным профессиям не выплачивают. Если нет денег на простое воспроизводство -- это уже деградация. Элитная рабочая сила имеет очень хорошую тенденцию выезда за рубеж. Буквально на прошлой неделе читал несколько финских отчетов. Они считают, что за последние 10 лет прибыло около 100 тысяч человек из бывшего СССР. Это в маленькую Финляндию! Уехали при этом отнюдь не бомжи с алкоголиками. Вместе с тем к нам едут в лучшем случае представители бывшего СССР. А если мы платим такие маленькие деньги, то приходим мы, к примеру, на дамбу и выясняем, что работает там бульдозерист и получает 3000 рублей. Почему работает за такие деньги? Потому что из Белоруссии. Причем никаких барьеров нельзя поставить, потому что есть союзное государство и граждане Белоруссии имеют точно такие же трудовые права на всей территории России, как и граждане РФ. По всем остальным республикам режим очень плохо прописан: с одной стороны -- безвизовый въезд и выезд, с другой -- для трудоустройства нужно разрешение иммиграционной службы. Поэтому люди стараются нелегально устроиться на работу. Разрешения на работу в Петербурге имеют примерно 5 тысяч неграждан России. Реально их раз в 10 больше. На Западе есть система отслеживания трудового ресурса, у нас -- нет. Более того, нет единой российской базы, связывающей все пограничные переходы, если учесть, что у нас открытая граница с Белоруссией и большинством стран СНГ, то, в общем, здесь радости мало. Поскольку контроль отсутствует, то и регулирование отсутствует. Что здесь страшно: если мы не представляем тот объем трудового ресурса, который можем спокойно интегрировать в свою культуру и экономику, то имеем очень грустную перспективу: в течение буквально 15 лет мы можем превратиться либо в какую-то из провинций КНР, либо во что-то подобное.<BR><BR>-- Какого рода специалистам труднее всего сейчас найти работу? Имеются в виду профессии, где требуется высшее образование.<BR>-- Весь вопрос не в образовании, а в квалификации. Квалификация -- это ваше умение делать конкретную работу, в соответствии с конкретными требованиями данного рабочего места. Квалификация не может быть высокой или низкой, а только соответствующей и не соответствующей тому или иному уровню требований. Поэтому, если смотреть на картинку в профессиональном разрезе, всерьез она вам не покажет ничего. Формально по бухгалтерам спроса нет, объем переподготовки по этим специальностям зашкаливает: они вроде как по цифрам никому не нужны. С другой стороны, те, кто ведет любую хозяйственную деятельность, скажут, что хорошего бухгалтера днем с огнем не найти. И я вам то же самое скажу. В чем прелесть нового Трудового кодекса: пойдет очень мощный отсев людей. И в первую очередь пойдет борьба за хорошего специалиста -- от водителя до топ-менеджера.<BR>Я вам честно скажу: системы профессионального образования в городе просто нет. Можно говорить, что для требований конца 1980-х годов она была, и была очень неплохая. В чем сейчас проблема. Вся система "Профобр" -- около 100 профтехучилищ ориентированы на 3-летнюю подготовку, а сейчас нужны курсы переподготовки взрослого населения. Самая главная проблема -- регулирование баланса трудовых ресурсов: в масштабах России выпускников школ сейчас меньше, чем студентов первого курса. В переводе на русский язык это означает, что работать некому. А через 3 года выпуск школ будет в 2 раза ниже, чем был в этом году. Начинает срабатывать эффект начала 1990-х годов.