Истина прописана на дне тарелки

В Мраморном дворце открылась экспозиция фарфоровых произведений Брускина с философским названием "Всюду жизнь".

<BR><BR>В Мраморном дворце открылась экспозиция фарфоровых произведений Брускина с философским названием "Всюду жизнь".<BR>Автор панно для реконструированного здания рейхстага в Берлине родился в Москве, живет в США и в Русском музее экспонируется второй раз -- в 1993 году он выставлял "Генеральную инструкцию". Концептуальный художник Брускин более популярен за рубежом, чем в России, он был одним из первых, кого "там" признали. Его работу "Фундаментальный лексикон. Часть 1" купил в 1987 году Милош Форман.<BR>Нынешняя выставка -- фарфоровая, на ней представлено около 80 блюд, тарелок и статуэток. Последние, изображающие "архетипы советских мифов" (пионер с Лениным, пограничник с собакой, мясник со схемой разделки туши, зэк с плакатом "На свободу -- с чистой совестью" и др.), повторяются и в серии блюд с синим ободком, по которому выписано: "Самое дорогое у человека -- это жизнь, и прожить ее надо так..." -- и далее по тексту. Своеобразными "пояснениями" окаймлены все тарелки, но, по заявлению автора, "тексты не совпадают с картинками, а параллельны им". Так, например, в серии "Букварь", подписанной отрывками из произведения поэта Льва Рубинштейна "Мама мыла раму", хилому цыпленку "параллельно" высказывание "Саша Смирнов имел привычку пердеть в помещении", улитке -- "Брат рассказывал, что делают мама и папа в соседней комнате", а групповым занятиям спортом -- "Отец Юры Степанова был беззубый, мать толстая, а сестра придурочная". Самые "безобидные" в политическом смысле -- мистическая серия "Алефбет" (на одном из блюд Иаков в костюме и шляпе танцует с ангелом) и сновидческая "На краю" (пять сюжетов с изображением людей на краю, пять поэтических высказываний, начинающихся словами "Мне снилось", "Я видел сон" и т. д.).<BR>Большая часть коллекции (34 предмета ) -- сервиз "Азбучные истины". Все буквы русского алфавита плюс эпиграф -- на тарелках "рабоче-крестьянских, антибуржуазных, из которых ела вся страна дома и в общепите". Каждая тарелка снабжена "азбучной истиной" типа: "Ё -- еж полезен уничтожением вредных насекомых", "И -- итальянцы -- музыкально одаренный народ", "Ч -- "Чук и Гек" -- очень хорошая книга". Картинка также не совпадает с "пояснением": голую женщину "опоясывает" истина о том, что "Мясник рубит мясо", а "Эмигранта" ("лицо, выселившееся из своей страны в другую по тем или иным причинам") изображает коала на суку.<BR>Дабы подчеркнуть концептуальность происходящего, в честь открытия выставки устроили перформанс под названием "Остров -- часть суши, окруженная водой, или Едоки духовной пищи". В полутемном зале на экране в алфавитном порядке возникали изображения с "азбучных" тарелок, Гриша Брускин с красной повязкой на рукаве произносил "истины", музыканты играли вариации на тему классики коммунистической песни, и под это сопровождение джазовая певица Наталья Волкова и поэт Дмитрий Пригов "с душой" эти истины перепевали. При этом заявление "главного по тарелочкам", вынесенное в название перформанса (мол, "остров -- часть суши, окруженная водой"), вызвало у певицы приступ дикого хохота, а на "Декабрь -- последний месяц в году" Пригов отреагировал истерикой с битьем тарелок. Обыкновенных, не брускинских. На авторских же тарелках (которые бить жалко, ибо стоят они от $1000 за штуку) подали "концептуальный ужин". Отведать "духовной" общепитовской котлеты выпало лишь тем, кому досталась буковка из мешочка, так что ужин прошел вполне в духе любимого Гришей коммунистического мифа: одни едят, другие смотрят.<BR>