00:0013 декабря 200100:00
31просмотров
00:0013 декабря 2001
Первые евреи появились в Петербурге еще при Петре I. Стоит назвать вице-канцлера Петра Шафирова, первого генерал-полицмейстера столицы Антона Дивьера, шута Петра I Яна д'Акосту. Некрещеные евреи могли появляться в столице только по делам и на непродолжите
<BR><BR>Первые евреи появились в Петербурге еще при Петре I. Стоит назвать вице-канцлера Петра Шафирова, первого генерал-полицмейстера столицы Антона Дивьера, шута Петра I Яна д'Акосту. Некрещеные евреи могли появляться в столице только по делам и на непродолжительное время: поставщики двора, финансисты, торговые и финансовые посредники.<BR>Официальная история общины началась в конце XVIII века, когда была приобретена земля для захоронений. Первоначально это был небольшой участок земли между Лютеранским кладбищем и берегом реки Волковки, позже появился еврейский участок Преображенского кладбища.<BR>Нетерпимо к евреям относилась Елизавета Петровна. В годы ее правления евреи не только не жили в столице, но и не приезжали туда. Положение евреев в Петербурге несколько улучшилось в правление Екатерины II. В годы ее царствования еврейское население Петербурга вырастает до 5 тысяч человек. Николай I лично следил за тем, чтобы число евреев, проживавших в столице, было минимальным. Лишь после вступления на престол Александра II некоторым категориям евреев было предоставлено право постоянного жительства по всей стране: купцам первой гильдии, лицам, получившим высшее образование, ремесленникам многих специальностей, солдатам, отслужившим полный срок в русской армии, студентам.<BR>В конце XIX века государственная политика становится по отношению к евреям чрезвычайно жесткой. Евреи подвергались таким ограничениям, как "процентная норма" (она ограничивала число евреев-гимназистов и студентов), запрет на занятие почти всех государственных должностей, запрет жить в сельской местности. В 1891 году была установлена так называемая "черта оседлости". Евреям запрещалось селиться вне пределов указанных земель (территории современных Украины, Белоруссии, Литвы и Молдавии). Для того чтобы выехать за черту оседлости, достаточно было креститься, однако желающих сменить веру нашлось немного. Ограничения в праве жительства отразились на социальной структуре еврейской общины столицы. В Петербурге жили в основном евреи с высшим образованием или высокой квалификацией: дантисты, провизоры, адвокаты, журналисты, литераторы. Особые права были дарованы купцам первой гильдии, промышленникам и магнатам. Их деятельность принесла ощутимую пользу российскому государству. Однако петербургские евреи быстро утрачивали в столице традиционную еврейскую бытовую культуру и язык.<BR>Советская политика была терпимей, но не намного. В конце 1940-х годов в СССР были ликвидированы еврейская пресса, музеи и театры. "Процентная норма" соблюдалась неофициально, но строго. Тем не менее многие евреи продолжали играть важную роль в истории страны. Стоит назвать лишь академика Абрама Йоффе, создателя истребителя МиГ Михаила Гуревича или поэта Осипа Мандельштама.<BR>Сейчас в России, по некоторым оценкам, в основном в больших городах живет более 500 тысяч евреев. Московская и петербургская общины остаются самыми крупными. Сегодня еврейская община Петербурга остается многочисленной. В городе живет около 80 тысяч евреев. В Петербурге работают несколько еврейских детских садов и четыре еврейские школы, охватывающие примерно 1,5 тысячи детей. В городе действуют благотворительные организации "Хесед-Авраам", "Ева". Активно работают консул Израиля, организации "Джойнт" и "Сохнут".