конъюнктура и рынки

Александр Сологуб

<BR><B>Александр Сологуб</B><BR><BR>Отечественные производители продуктов легкого и быстрого приготовления давно примеряются к производству замороженных овощей, фруктов и ягод.<BR>Этот рынок емкостью примерно в $520 млн в год прокормит не одну отечественную компанию. Но инвесторы опасаются, что, потратив миллионы долларов США на развертывание производства, они не скоро вернут вложенные средства.<BR>Традиционно замороженные овощи, фрукты и ягоды попадают на российский рынок из Европы. Крупнейший поставщик этой продукции -- Польша. Она захватила лидирующие позиции в этом секторе еще со времен Советского Союза и успешно их удерживает. Даже транснациональным корпорациям, начавшим производство "заморозки" в России, не удалось выбить почву из-под ног у поляков.<BR><B>Тактический просчет</B><BR>Западные инвесторы просчитались с темпами роста российского рынка. Зато российские предприниматели, показывая пальцем на неудачный опыт заграничных коллег, приговаривают: "Ну, если у Nestle не получилось, то что же мы полезем на этот рынок".<BR>Три года назад Nestle купила контрольный пакет акций ОАО "Хладопродукт" (Краснодарский край) и организовала производство замороженных овощных смесей и ягод под маркой "Вкус лета". Сырье поставляли местные сельхозпредприятия. Но спрос не оправдал ожиданий инвесторов: товар скапливался на складе. Когда свободного места не осталось, менеджеры предприятия приняли решение свернуть производство и распродать складские запасы. К этой операции компания приступила летом 2001 года.<BR><B>Потенциал рынка</B><BR>В то же время все опрошенные "ДП" менеджеры петербургских компаний, выпускающих замороженную продукцию, признают, что сегмент замороженных овощей, фруктов и ягод их привлекает. Они рассматривают его как перспективный, но рассказывать о своих наработках и делиться планами не спешат.<BR>Маркетологи оценивают этот сектор рынка как растущий. Его емкость в последние 3 года увеличивалась на 15-25%, и предел еще не достигнут. Рекомендуемая диетологами норма потребления овощей и продовольственных бахчевых культур -- 139 кг на человека -- в 1,7 раза превышает реальное потребление средним россиянином.<BR>Само по себе предложение замороженных фруктов, овощей и ягод на рынке может привести к росту потребления этих продуктов. Пик торговли "заморозкой" приходится обычно на январь -- апрель. По данным Госкомстата, потребление свежих овощей и фруктов начинает снижаться в январе и достигает минимума к июню. В это время их запасы подходят к концу, цены ползут вверх, а качество продукта, его полезные свойства снижаются.<BR>Во время хранения яблоки, картошка, морковка теряют до 70% витаминов и микроэлементов. Но, если их подвергнуть глубокой заморозке, то они сохраняют около 50% полезных свойств. Поэтому с точки зрения полезности замороженные овощи предпочтительнее для потребителя, чем традиционно сохраненный продукт. Не говоря о том, что "заморозка" проще в потреблении.<BR><B>Инвестиции</B><BR><B>в обморожение</B><BR>Несмотря на заманчивые перспективы рынка, петербургские предприниматели сдержанно относятся к инвестициям в производство замороженных овощей. Для начала их выпуска требуются холодильные мощности. В Петербурге большая их часть занята мясом. Но не это главное.<BR>Для консервации свежие овощи нужно подвергнуть глубокой заморозке -- до минус 50шC. После чего их можно держать при минус 20шC и фасовать по мере необходимости.<BR>"Мы бы хотели заняться "заморозкой", но это не настолько выгодно, как кажется. Минимальный объем капиталовложений составит около $10 млн. Эти вложения могут обеспечить до 15% рынка. При хорошей организации производства и сбыта срок окупаемости затянется на 6-7 лет", -- говорит Сергей Гельм, заместитель директора ООО "Торговый дом "Колибри".<BR>"Мы планируем выйти на этот рынок. Пока мы его изучаем, и окончательное решение еще не принято. На наш взгляд, основная проблема этого рынка -- плохо развитая сырьевая база", -- говорит Самвел Аветисян, руководитель службы маркетинга ООО "Дарья".<BR>Действительно, перевозка свежих овощей обходится дешевле, чем замороженных. Для транспортировки последних требуется специальный транспорт -- рефрижераторы. Поэтому организовывать производство выгодно там, где произрастает сырье. Некоторые овощи, необходимые для изготовления овощных смесей, не произрастают в необходимых количествах не только на территории Ленобласти, но и в России.<BR><B>Оптовики</B><BR>сказали "нет"<BR>Но, несмотря на все трудности, специализирующиеся на овощах компании из других регионов не оставляют попыток войти на рынок "заморозки".<BR>Они действуют по двум направлениям. Первое -- предоставляют импортным поставщикам мощности для расфасовки ввезенной в Россию продукции. И второе направление -- отечественные производители морозят овощи, фрукты и ягоды из родного сырья.<BR>Больше всех замораживает Краснодарский край -- до 85% совокупного объема производства заморозки в России. Там произрастает почти весь набор овощей, из которого делаются наиболее популярные смеси. Предприятия Средней полосы России замораживают кроме овощей и фруктов дикоросы -- грибы и ягоды, а на Дальнем Востоке -- морепродукты (морскую капусту, водоросли).<BR>Захват значительной доли рынка иностранными поставщиками не помешал российским производителям вывести на рынок собственные торговые марки. Наиболее известные из них -- "Снежана", "4 сезона", "Янтарное", "Эликом" -- по данным "ИНФО ОЛ", занимают не более 10% рынка в общем объеме предложения.<BR>Дистрибьюторы не скрывают своего брезгливого отношения к российской продукции и брать ее на реализацию не торопятся. Больше внимания оптовики уделяют таким зарубежным маркам как Hortex, Chlodnie Zgoda, Agram. "Качество отечественной продукции уступает импортным аналогам. Поэтому отечественный товар мы не продаем. В свое время мы изучали продукцию Nestle, произведенную в России, и ее качество нас тоже не устроило", -- говорит Сергей Столяров, директор по развитию ООО "МБК Замороженные продукты".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.