Война министров губит порты

Спор по вопросу о финансировании железнодорожной инфраструктуры новых портов на Балтике между Министерством путей сообщения и Министерством транспорта может окончиться не в пользу железнодорожников.

<BR><BR>Спор по вопросу о финансировании железнодорожной инфраструктуры новых портов на Балтике между Министерством путей сообщения и Министерством транспорта может окончиться не в пользу железнодорожников.<BR>МПС в последнее время и так пользуется излишней популярностью у Генеральной прокуратуры РФ. А учитывая всемерную поддержку портовым проектам со стороны Президента России Владимира Путина, этот конфликт способен окончательно поставить крест на карьере главного путейца страны.<BR>Хотя формально заявление первого заместителя начальника ГУП "Октябрьская железная дорога" Виталия Михно о том, что железнодорожники не будут вкладывать собственные средства в развитие портовых инфраструктур в Ленинградской области, имеет под собой основание. Этим основанием является инвестиционная программа МПС, представленная в минувшем ноябре на рассмотрение Правительства РФ. Ассигнований на модернизацию подъездных путей к портам Петербурга и Ленобласти там не предусмотрено.<BR><B>Правильные</B><BR><B>железнодорожники</B><BR>Правительство отправило программу, представленную министром путей сообщения Николаем Аксененко на доработку, очередное рассмотрение назначено на 5 января будущего года. Члены Правительства упрекали МПС, в частности, и в том, что программа не предусмотрела никаких вложений в развитие железнодорожной инфраструктуры российских портов -- не только в Петербурге и Ленинградской области, но и на Каспии.<BR>В интервью "ДП" советник министра путей сообщения Виктор Еремин заявил, что железнодорожники в данном случае действовали абсолютно правильно. "Мы исходили при составлении программы из федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" (программа была в целом одобрена на заседании Правительства в начале ноября этого года. -- "ДП"). Там нигде не говорится, что заказчиком портовых инфраструктур является МПС. Так что пусть с этим разбирается автор концепции -- Минтранс".<BR><B>Читай между строк</B><BR>В пресс-службе Минтранса подтвердили, что целевая программа "не оговаривает некоторых моментов взаимодействия ведомств, но предусматривает участие в крупных проектах и МПС тоже". Кроме того, сотрудники Минтранса указали на подписанный 20 января 1999 года главами Минтранса и МПС совместный Приказ "О порядке проектирования и строительства железнодорожных путей в морских и речных портах", которым подъездные железнодорожные пути полностью отдаются в ведение МПС.<BR>В приказе есть, впрочем, одна существенная оговорка: МПС обязуется налаживать портовые инфраструктуры только с привлечением сторонних инвесторов. Так что с формальной точки зрения до формирования инвестиционного пула министерство никому ничего не обязано. Виктор Еремин подтвердил, что в условиях общего сокращения инвестиционного бюджета МПС для ведомства приоритетными становятся иные направления деятельности (например электрификация больших участков северных дорог). "Почему мы должны вкладывать деньги в порты -- в частные предприятия? Не факт еще, что они обеспечат линии полноценной загрузкой", -- пояснил он.<BR><B>Пошел консенсус</B><BR>Между тем и в МПС, и в Минтрансе понимают, что строительство новых портов на Балтике имеет федеральный статус, пользуется поддержкой Владимира Путина и, следовательно, по мере строительства новых терминалов строить дополнительные подъездные пути к ним все равно придется.<BR>В интервью "ДП" руководитель департамента регулирования производственной деятельности морских портов Министерства транспорта Чингиз Измайлов заявил: "Мы выступаем сейчас за комплексное решение проблемы -- в прокладке путей должны участвовать и мы, и МПС, и частные инвесторы. Ведь это в интересах тех компаний, которые работают в порту. Сейчас между ведомствами идут переговоры. Через Правительство, через протоколы Касьянова мы все же, думаю, пробьем и в инвестиционной программе МПС какие-то отчисления на эти цели. По крайней мере, к 5 января в ней, скорее всего, появится и Усть-Луга, и петербургский порт".