"Путин" продается, но плохо

Его рейтинг высок, Его фамилию знает каждый российский потребитель, Его лицо каждый вечер глядит из телевизора. Теоретически торговая марка "Путин" должна быть одной из самых продаваемых на одной шестой части суши (пусть на самом деле она уже 10 лет как с

<BR><BR>Его рейтинг высок, Его фамилию знает каждый российский потребитель, Его лицо каждый вечер глядит из телевизора. Теоретически торговая марка "Путин" должна быть одной из самых продаваемых на одной шестой части суши (пусть на самом деле она уже 10 лет как стала одной седьмой).<BR>Социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения даже провели в этом году опрос, в рамках которого, в частности, выясняли у россиян: хотели бы они приобрести бюст или портрет, майку или значок, шарж или матрешку с изображением Путина. По данным этого исследования, большинство российских граждан, более 80%, не собираются приобретать что-либо подобное, а вот около 10% граждан хотели бы купить майку или матрешку. Несколько меньше людей готово потратиться на портрет или бюст. Но и это уже огромный рынок в более чем 14 млн людей. Таким образом, по приблизительным оценкам, потенциальная емкость рынка товаров с Владимиром Владимировичем приближается к $10 млн.<BR><B>Матрешка-оборотень</B><BR>Матрешки, фляжки, шахматы и прочая сувенирная продукция, на которой изображен российский Президент, рассчитана главным образом на иностранцев. Торговцы сувенирами у Спаса-на-Крови отмечают, что даже самый продаваемый из всех путинских сувениров -- президентская матрешка -- расходится крайне тяжело. Некоторым продавцам и в туристический сезон не удалось продать ни одного Президента. Даже незабвенный Gorbi на сувенирных рынках продается много лучше.<BR>При этом Путин -- это лицо только первой, самой большой матрешки, остальные -- те, что внутри Владимира Владимировича -- послереволюционные российские правители. Цены на президентскую матрешку на сувенирных развалах начинаются с 200 рублей.<BR>Футболки, фляжки, шахматы с Президентом -- еще менее ходовой товар, они дороже и не считаются традиционным русским сувениром. Фляжки с Путиным по 450 рублей намного уступают по популярности фляжкам с изображением знака КГБ "Щит и меч". Продавцы сетуют, что на рынке нет часов с Путиным: часы больше привлекают иностранцев, нежели все остальные современные сувениры.<BR>Кстати, на выпуске часов с портретом Президента уже успело оскандалиться челябинское ОАО "Брегет", которое выпустило к годовщине вступления Владимира Путина в должность партию часов с президентским портретом на циферблате. Компания использовала механизм марки "Молния", но на готовом изделии это никак не обозначала. Часовой завод "Молния" подал на "Брегет" в арбитраж, правда, отбить свое право на циферблат у изображения Президента, по всей видимости, не смог. Оказалось, что завод сам не владеет маркой "Молния".<BR><B>Портретное сходство</B><BR>А вот портреты Президента -- это совсем другая история. Портрет на стене -- сегодня это не просто ничего не значащий предмет интерьера кабинета чиновника, а символ моды. Моды, в которой есть свои тенденции и особенности. "Говорят, что сейчас у бизнесменов считается очень крутым достать фотографию Путина в кимоно или на занятиях дзюдо. Некоторые даже заказывают художникам подобные картины", -- рассказывает Алексей Буцайло, пресс-секретарь полпреда Виктора Черкесова. По его словам, в полпредстве Президента на Северо-Западе портрет главы государства висит не в каждом кабинете. "Их много, но обязаловки никакой нет", -- утверждает Алексей Буцайло.<BR>В Петербурге портреты гаранта Конституции выпускает ЗАО "Арсенал-традиции". По словам Аллы Кузьминой, менеджера по продажам ЗАО "Арсенал-традиции", с мая 2001 года их предприятие выпустило около 4000 портретов. Поначалу фирма сделала ставку на плакаты в дорогих рамках. Эти "картины" стоили от 350 до 900 рублей за штуку в розницу. "Их не очень брали, были слишком дорогие", -- комментирует Татьяна Шунаева, заместитель заведующего отделом изопродукции ГУП "Санкт-Петербургский дом книги". Тогда "Арсенал-традиция" быстро переориентировалась на выпуск плакатов с портретом Президента. Сама фотография была совершенно официально получена от Управления делами Президента РФ.<BR>Сегодня плакаты, самый дорогой из которых стоит 50 рублей, приносят основные доходы. Больше всего портретов продается в "Доме книги". "Нам их завозят 1-2 раза в месяц, по 50 штук каждого размера", -- поведала Ирина Маграчева, товаровед коммерческой службы ГУП "Санкт-Петербургский дом книги".<BR><B>Сосиски Путина</B><BR>Зарегистрировать товарный знак "Путин", скорее всего, не удастся. С большой долей уверенности можно утверждать, что Федеральный институт промышленной собственности, который занимается регистрацией всех товарных знаков на все классы товаров в России, откажет в регистрации одноименного, вернее однофамильного, Президенту знака. Слишком неоднозначно будет восприниматься товар, названный в честь главы государства. "Официальный запрет на регистрацию подобного знака, скорее всего, аргументируют тем, что марка "Путин" будет вводить в заблуждение потребителя. Если товар хороший и он связан с именем Президента, это еще хоть как-то можно объяснить, а вот если товар плохой, то это сразу бросит тень на главу государства, -- размышляет о возможных последствиях ввода царственного знака Маргарита Миронова, руководитель отдела товарных знаков ЗАО "Усков и партнеры". -- На моей памяти никто и не пытался зарегистрировать подобную марку".<BR>Правда, есть вариант зарегистрировать знак, имя которого будет созвучно фамилии Президента. Так, кстати, уже сделала одна фирма, выпустив на рынок селедку под маркой "Путина" (подчеркиваем, что ударение в этом слове ставится на втором слоге).<BR>Как оказалось, этот товарный знак в некоторых других классах еще не занят. Московская компания "Информика" торгует в Internet товарным знаком "Путина". И хотя слово это означает сезон промышленного рыболовства в данном районе реки, моря или другого водоема, при правильном его использовании можно достичь недвусмысленных сочетаний типа "Водка Путина", "Сигареты Путина", "Лыжные ботинки Путина". Покупка знака "Путина" для производства одежды, обуви, лыжных ботинок обойдется в $2300. Это самый дешевый вариант использования этого слова. Покупка знака для алкогольных напитков, за исключением пива, будет стоить уже $9500.<BR><B>Партийная пассивность</B><BR>Движение "Идущие вместе", запомнившееся всей стране разноцветными футболками с ликом Президента, за последнее время не произвело на свет ни одного подобного сувенира. "Выпуском этих футболок занималась Москва, мы не занимались их производством. И после этого мы не заказывали никакой представительской продукции. Конечно, если мы организуем еще какую-нибудь акцию, то, наверное, выпустим что-нибудь еще. Специального бюджета на производство сувениров с лицом Президента у нас нет. Да и вообще, я считаю, что надо как-то посерьезнее относиться к главе такого государства, как Россия", -- считает Михаил Федоренко, руководитель петербургского филиала "Идущие вместе".<BR>Похоже, посерьезнее к Президенту стало, в частности, относиться и петербургское отделение "Единства". Известные громкие акции региональной "медвежьей" ячейки по выпуску учебника для младшей школы про мальчика Вову и по размещению заказа на президентский бюст из бронзы пока не нашли более обыденного продолжения.<BR>