У ГИБДД нет времени, чтобы управлять движением

Если иметь в виду ГИБДД, то само название этого никак не поддающегося реформированию ведомства включает словосочетание "безопасность дорожного движения" и указывает на его общественное предназначение.

<BR><BR>Если иметь в виду ГИБДД, то само название этого никак не поддающегося реформированию ведомства включает словосочетание "безопасность дорожного движения" и указывает на его общественное предназначение.<BR>Однако и по законодательству, и по менталитету сотрудников этот орган сегодня осуществляет только контрольные, надзорные и разрешительные функции. Вот когда ГИБДД -- ГАИ называлось ОРУДом -- отделом регистрации и управления движением, тогда с нее и спрашивали не только за регистрацию, но и за управление. С кого же спрашивать за конкретные проблемы управления дорожным движением теперь -- это вопрос. Во всяком случае после акции протеста московских водителей против неприятия мер по борьбе с автомобильными пробками московское УГИБДД сделало вид, что их это не касается, и обещало просто штрафовать протестующих.<BR><B>Старые песни</B><BR>В сентябре был обнародован Государственный доклад по безопасности дорожного движения. В докладе много нового и интересного, но, как говорится, что интересно -- не ново, а что ново -- не интересно. После ознакомления с документом создается впечатление, что соответствующие ведомства, готовившие документ, просто ищут виновников возникновения крайне неблагоприятной ситуации с безопасностью на российских дорогах, причем ищут везде, кроме собственных рядов. Судя по данным статистики, за 9 месяцев текущего года в России было зарегистрировано 114.329 ДТП, в результате чего погибли 21.373 человека. На дорогах Германии автомобилей почти в 2 раза больше, а погибших в ДТП -- в 3 раза меньше. Что еще нужно гражданам, чтобы понять, что российское общество и государство делают что-то не так и для них вероятность дожить до старости снижается с каждым новым зарегистрированным автомобилем.<BR>В последние месяцы на фоне значительных кадровых изменений и общей тенденции к постреформизму проблемы безопасности дорожного движения вновь получили мощный, но, к сожалению, в основном информационный импульс. Помимо вышеупомянутого доклада в сентябре в Москве прошла 12-я Международная конференция "Безопасность дорожного движения на трех континентах". В ней приняли участие 150 ученых и специалистов из 30 стран. Примерно тогда же у ГИБДД появился интересный сайт в Интернете, где, кстати, приведен и полный текст Государственного доклада. С 1 ноября изменены правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами. Видимо, в том числе благодаря этому информационному шуму руководитель ГИБДД Владимир Федоров один из немногих сохранил свое кресло после прихода в МВД нового гражданского министра Бориса Грызлова.<BR><B>Чемодан без ручки</B><BR>ГИБДД можно понять. С удовольствием нагрузив на себя бумажную работу по регистрации, разрешительным мероприятиям и контрольным функциям, инспекция на все остальное просто не находит ни времени, ни сил, ни средств. Предложений по упрощению разрешительной системы нет, и ждать их от ГИБДД не приходится. Интересно, а кто измерил влияние сложности процесса регистрации и контроля на реальную ситуацию с угонами, техническим состоянием автомобилей и уровнем квалификации и дисциплины водителей. Если уж уголовное наказание страшно не своей строгостью, а неотвратимостью, то чем же еще оправдана внешняя строгость и трудоемкость разрешительной системы автомобильного транспорта, кроме многовековой привычки российских чиновников "тащить и не пущать".<BR>Большинство автомобилистов знает ответ на этот вопрос. Уже сколько лет на дорогах России процветает бойкая торговля полосатыми палочками в разных ее видах. Когда право на нарушение ПДД или талон техосмотра можно просто купить у обладателя права на контроль, разговоры о безопасности дорожного движения -- пустой звук. Нельзя сказать, что ГИБДД не пытается бороться с этой порочной практикой. Однако в Государственном докладе об этом стыдливо умалчивается, в то время как любой автомобильный чат в Интернете или разговор с автомобилистами может дать столько информации, что службе собственной безопасности работы по ней хватит на годы вперед.<BR><B>Неча на зеркало</B><BR><B>кивать</B><BR>Наши российские водители тоже хороши. Да что водители. Посмотрите, как ходят в России пешеходы. Ведь все водители когда-то начинали участвовать в дорожном движении в роли пешеходов и навыки организации пешего движения просто перенесли на проезжую часть. Вот откуда суетливость на дороге, нарушения рядности, скоростного режима, подрезания и неоправданный риск. Пора вводить и внедрять в сознание правила движения для пешеходов, чтобы посягательство на жизненное пространство другого человека стало в глазах окружающих грубым нарушением правил общежития и вызывало осуждение.<BR>Не зря говорят, что в России до сих пор не все в порядке с правами человека. Однако, как выясняется, мало права просто дать, надо еще научить граждан ими пользоваться без ущерба для окружающих и сделать это для начала хотя бы экономически выгодным. На проезжей части это пока не получается, поэтому отклики на форуме по безопасности дорожного движения на сайте dp.ru наглядно демонстрируют наличие конфронтации между всеми участниками процесса. Лишь один отклик внушает некоторый оптимизм: "Как, говорите, бороться с произволом гаев (инспекторов ГИБДД)? Очень просто -- не нарушать, а если нарушил -- не платить на месте. Получите наконец удовольствие не от того, что сунули в алчные руки полтинник, а от чувства собственного достоинства".<BR>Николай Демидов,<BR><B>доцент Петербургского</B><BR><B>государственного</B><BR><B>технического</B><BR><B>университета</B><BR><BR><B>Ваше мнение о проблеме пробок</B><BR><B>в Петербурге и предложения</B><BR><B>по решению этой проблемы присылайте редактору отдела "Мнения</B><BR>и комментарии" Дмитрию Грозному.<BR>E-mail: grozny@dp.ru,<BR>факс 326-9701, 326-9703.