Мэри Фелпс повернула грудь к рынку

В холодные ноябрьские дни 1914 года на свет появилось одно из самых легких изобретений в истории человечества: молодая американка Мэри Фелпс Джекоб запатентовала бюстгальтер.

<BR><BR>В холодные ноябрьские дни 1914 года на свет появилось одно из самых легких изобретений в истории человечества: молодая американка Мэри Фелпс Джекоб запатентовала бюстгальтер.<BR>Честно говоря, на лавры изобретателя, вернее, изобретательницы бюстгальтера есть несколько претендентов. К примеру, известно, что еще в 1889 году француженка Эрмина Кадолль выставила в своей корсетной мастерской целую коллекцию легких и удобных конструкций из шелка, атласа, кружев и проволоки. Но спроса продукция не нашла. Затем, уже в 1903 году, опять-таки француженка Рош Саро решительно разрезала корсет пополам, превратив его верхнюю часть в бюстодержатель, а нижнюю -- в пояс для чулок. Однако большинство экспертов уверены в том, что родительницей нынешних бюстгальтеров стала энергичная американка Мэри Фелпс Джекоб: Мэри не только запатентовала бюстгальтер, но и с успехом внедрила свои изделия на рынке.<BR><B>Наследница по прямой</B><BR>Сообразительность Мэри, которой соотечественники в память о каких-то других, не менее выдающихся заслугах дали прозвище Блистательная Кросби, приписывают ее удачной наследственности. Мнения расходятся, одни называют Мэри прямым потомком Роберта Фултона, построившего в 1807 году первый в мире пароход. Другие утверждают, что "виновник" ее изобретательских талантов -- изобретатель парового двигателя Томас Уатт, кому юная леди якобы приходилась дальней родственницей.<BR>Озарение пришло к Мэри в 1913 году, когда она собиралась предстать на одном из светских балов. Вечернее платье, которое дама приобрела у французского кутюрье Поля Пуаре, радовало глубоким вырезом на спине. Но корсет неприлично "лез во все дыры". Платье менять не хотелось. Поэтому Мэри решила поменять нижнее белье. При помощи служанки-тезки, француженки Мари, она соорудила верхнюю часть женского туалета из двух носовых платков, розовой ленты и нескольких шнурков. Говорят, получилось довольно мило, а главное, ничто больше не мешало Мэри показать себя во всей красе. Позволь Мэри себе небольшую интрижку на том балу, ее кавалеру пришлось бы туго. Потому что вместо привычных крючков ее "одеяние" завязывалось с помощью морского узла. Кроме того, как утверждают специалисты, бюстгальтер от Мэри Фелпс Джекоб оптически уменьшал грудь. Однако в те времена никто особо не стремился приумножить свои достоинства. Новшество пользовалось большой популярностью. Через год Мэри запатентовала свой образец под названием "бесспинный лифчик". В компании все с той же служанкой они купили две швейные машины и наняли несколько работниц, чтобы те мастерили "бесспинники" на продажу. Сначала продукция продавалась по $1 за штуку. Дистрибуция была построена по методу личных продаж. В первую очередь были "отоварены" подруги Мэри, затем изобретательница стала пытаться продавать изделия более широким кругам потребительниц. Но, погасив свой коммерческий пыл, она по совету мужа через год продала драгоценный патент. За $1500 право на производство и реализацию новинки приобрела компания Warner Brothers Co из штата Коннектикут. Другие источники утверждают, что цена патента была в 10 раз больше и купила его компания по производству корсетов, где служил муж-искуситель. Получив "быстрые деньги", Мэри серьезно просчиталась. Через 3 года стоимость одного деликатного изделия составляла уже $20 (в начале ХХ века столько платили за 3 недели работы). В последующие 30 лет оценка стоимости данного рынка выросла до $15 млн.<BR>В дальнейшем к конструированию бюстгальтеров приложили руку многие рационализаторы. Поэтому доподлинно неизвестно, кто в 1935 году ввел нумерацию чашечек от A до D.<BR><B>Мифы и лифы</B><BR>Пристальное внимание к важной составляющей женского туалета уделялось задолго до рождения Мэри Фелпс. Производители женской одежды уже несколько тысячелетий регулярно выпускают на рынок новинки бюстгальтерного типа. Еще древние римлянки поднимали грудь с помощью кожаной ленты, так называемой строфии, подвязывающейся снизу. Подобная технология была также известна модницам Крита и Греции. Потом нагрянули варвары, и на период средних веков грудь была предоставлена самой себе. Возвращение к невинности усугубилось во времена суровой готики, когда женское тело паковалось с глаз долой во всевозможные балахоны, а грудь "обрабатывалась" теми же кожаными лентами, только теперь в сторону уменьшения, чтобы не отвлекать взоры благочестивых граждан на всякие прелестные непристойности. Больше всего на этой ниве отличились испанцы. Грудь подрастающих девочек "украшали" свинцовыми пластинами, чтобы изничтожить ее в самой начальной стадии.<BR>Но после того как французский король Карл VII позволил своей фаворитке Аньес Сорель позировать художнику вообще без чего бы то ни было, свинцовые одежды канули в лету, и даже гнев Папы Римского не смог остановить потребителей, которые кинулись оголяться. Глубина декольте на женских платьях опускалась до ватерлинии и ниже. Специально для кокоток и кокеток разрабатывались конструкции, поддерживающие грудь "на высоте". Один из наблюдателей (в быту -- пастор) назвал все это "подмостками сладострастия". Дамы добровольно заковывали себя в корсеты из металлических пластин, которые теперь не сдерживали грудь, а выставляли ее напоказ. В XVII веке металл заменили китовым усом. Шнуры корсета достигали нескольких метров в длину и сложно переплетались. Зато результат был налицо: грамотно зашнурованный корсет утягивал женское туловище на 8-10 см. (Н.В.)