00:0026 ноября 200100:00
28просмотров
00:0026 ноября 2001
Управление Генеральной прокуратуры по Северо-Западному федеральному округу внесло в Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) представление по разрешению ситуации на границе.
<BR><BR>Управление Генеральной прокуратуры по Северо-Западному федеральному округу внесло в Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) представление по разрешению ситуации на границе.<BR>Прокуратура дала СЗТУ месяц на ликвидацию очередей автоперевозчиков на пунктах таможенного пропуска и "завалов" контейнеров в Морском порту Петербурга.<BR>Таможня была вынуждена пойти на уступки участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Первым шагом стала прошедшая в конце прошлой недели рабочая встреча СЗТУ с руководством Морского порта Петербурга.<BR><B>Прокурорская</B><BR><B>проверка</B><BR>Как стало известно "ДП", работники Управления Генпрокуратуры по СЗФО провели обширную проверку деятельности таможен (в том числе на пропускные пункты и в порт выезжал заместитель Генерального прокурора РФ Владимир Зубрин) и пришли к выводу, что руководство таможен не предпринимает конкретных действий для сокращения сроков прохождения грузов через государственную границу.<BR>По словам заместитель начальника Управления Генеральной прокуратуры РФ по СЗФО Николая Фатнева, объяснения таможни относительно ситуации, сложившейся в порту и на автомобильных пунктах пропуска, неудовлетворительны.<BR>Выяснилось, что возможности ускорить процесс прохождения грузов есть. Однако таможенники утверждают, что у них не хватает сотрудников.<BR>"Также представители таможенного управления заявили, что для решения проблем на границе не достает пограничников, -- рассказывает Николай Фатнев, -- по их словам, Северо-Западное региональное управление федеральной пограничной службы (ФПС) дополнительно людей не выделяет.<BR>Однако никаких доказательств того, что таможенники обращались в ФПС с просьбой о выделении личного состава, представлено не было".<BR>СЗТУ считает, что в "столпотворении" на пропускных пунктах и в морских портах виноваты финские таможенники и сами участники ВЭД.<BR>Как сообщили "ДП" в пресс-службе СЗТУ, финны работают всего лишь с 8 утра и до 20 часов вечера и ни минутой больше, тогда как российские таможенники "пашут" в три смены. Что касается участников ВЭД, работающих с портами, то многие из них не вывозят свои пустые контейнеры из портов. Пустая тара занимает место и, соответственно, мешает грузообороту.<BR>Однако не все согласны с мнением представителей СЗТУ. К примеру, в Северо-Западном региональном управлении ФПС корреспонденту "ДП" заявили: "Не надо валить с больной головы на здоровую". Пограничники считают, что очереди на границе возникли из-за ужесточения таможенного контроля. Таможенниками принимаются дополнительные меры, которые приводят к тщательной проверке всех проходящих грузов, однако дополнительных сил и средств на эти цели не выделено.<BR>По мнению пограничников, финcкие таможенники могут позволить себе работать не круглые сутки, потому что у них стоит совершенная техника, в частности так называемый рентген, который позволяет быстро и качественно "просветить" фуру, а не исследовать ее несколько часов. Более того, финны предлагают свой рентген российским таможенникам, если у последних возникают какие-либо сомнения в провозимых грузах.<BR><B>В рабочем порядке</B><BR>Впрочем, как бы таможенники ни жаловались на жизнь, теперь им придется выполнять предписание прокуратуры и ускорить процедуру таможенного досмотра.<BR>В конце прошлой недели исполняющий обязанности начальника СЗТУ Николай Сапьяник встретился с генеральным директором ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Игорем Русу. Cтороны обсудили вопросы стабилизации положения в Морском порту и ускорения прохождения грузов. В ходе встречи было объявлено о создании рабочей группы из представителей СЗТУ, Балтийской таможни, экспедиторов, таможенных брокеров, администрации порта. Будут усилены досмотровые подразделения Балтийской таможни за счет других таможен города. Разрешение на выпуск ряда товаров в свободное обращение делегировано непосредственно на таможенные органы. В результате принятых мер, по данным СЗТУ, за последнюю неделю количество оформленных в свободное обращение контейнеров возросло с 216 до 430 в сутки, транзитных контейнеров -- с 60 до 100.<BR><B>Неадекватное</B><BR><B>поведение</B><BR><B>Примечательно, что по итогам встречи в Морском порту СЗТУ констатировало "неадекватное реагирование на довольно сложную ситуацию в порту со стороны таможенных брокеров, владельцев грузов и экспедиторов". Однако реакция участников ВЭД, выражающих свои протесты и жалующихся на СЗТУ во все органы государственной власти -- вплоть до администрации Президента РФ, вполне адекватна. Они несут убытки</B><BR>Очереди из автотранспорта на границе с Финляндией уже достигают нескольких километров. Машины стоят по 2-3 суток, в среднем перевозчики простаивают в очереди по 36 часов. По подсчетам автоперевозчиков, каждый грузовик за день простоя теряет $300, причем $200 из них теряет бюджет. В Морском порту время обработки грузов увеличилось. Один день хранения контейнера обходится участнику ВЭД в среднем в $60, а сроки хранения увеличились с 4 до 12 суток. Разгрузка-загрузка контейнера для тщательного таможенного досмотра обходится в среднем в $160 за один контейнер И это только прямые убытки. Задержка грузов в пунктах таможенного пропуска влечет за собой и невыполнение обязательств перед грузополучателем, что грозит участникам ВЭД штрафными санкциями и срывом сделок.<BR>По мнению участников ВЭД, неадекватно ведет себя именно СЗТУ, которое создает своими распоряжениями барьеры на пути внешнеэкономической деятельности, а таможенники на местах, "обиженные" молниеносной сменой руководства и обвинением в воровстве, выполняют их "буквально".<BR><BR><B>справка</B><BR>По данным ОАО "Морской порт СПб", 15 октября количество контейнеров с импортными грузами на складах ЗАО "ПКТ" составляло 3904 единицы. На 19 ноября всего в порту скопилось 9255 контейнеров (на импорт -- 5857, на экспорт -- 1762, порожние -- 1906). При этом общая норма единовременного хранения контейнеров превысила допустимую при существующей оптимальной технологии более чем в 1,9 раза.<BR><BR><B>Портовики недовольны таможней и МПС</B><BR>В прошлый четверг генеральный директор ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Игорь Русу провел переговоры с исполняющим обязанности начальника Северо-Западного таможенного управления Николаем Сапьяником, в ходе которых обсуждалась ситуация с оформлением импортных грузов на контейнерном терминале порта.<BR>Напомним, что к середине ноября на территории терминала скопилось около 10 тысяч контейнеров, что почти в 2 раза больше нормы. По мнению портовиков, в затоваривании виновата Балтийская таможня, после смены руководства в которой процедура досмотра импортных грузов ужесточилась и стала значительно более медленной. Никаких официальных комментариев после встречи сторон не последовало. Впрочем, как заявили корреспонденту "ДП" в службе по связям с общественностью порта, Балтийская таможня в ближайшее время намерена активизировать свою работу по оформлению грузов, а совместная рабочая группа таможенников и портовиков постарается до 30 ноября выработать свои предложения по внесению изменения в Таможенный кодекс и ряд подзаконных актов, с тем чтобы ускорить саму процедуру оформления грузов.<BR>Тем временем Ассоциация экспедиторов Петербурга в конце прошлой недели также сделала официальное заявление, в котором ситуация с задержкой грузов в петербургском Морском порту названа чрезвычайной. Правда, в затоваривании терминалов порта экспедиторы обвинили уже не таможенников, а работников МПС. В заявлении ассоциации говорится, что железнодорожники в октябре и ноябре обеспечили порт подвижным составом только наполовину, что привело к накоплению грузов и простою судов. В заявлении говорится, что работа МПС усложняет и без того тяжелую ситуацию в порту (на контейнерном терминале) и наносит серьезный ущерб экономическим и политическим интересам России. (А.С.)