Новый закон о государственной регистрации юридических лиц

Каковы особенности и порядок создания юридических лиц по новому Закону "О государственной регистрации"?

<BR><BR>Каковы особенности и порядок создания юридических лиц по новому Закону "О государственной регистрации"?<BR><BR>Закон РФ "О государственной регистрации юридических лиц" №129-ФЗ (далее -- Закон) принят 8 августа 2001 г., однако будет введен в действие только с 1 июля 2002 г. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, и распространяется на все виды коммерческих и некоммерческих юридических лиц.<BR>Закон вводит упрощенный порядок регистрации организаций, прежде всего в связи с их созданием. Новый порядок предполагает предоставление регистрирующему органу ограниченного количества документов: заявления о регистрации, решения о создании юридического лица (протокол, договор), учредительных документов вновь создаваемого юридического лица (устав и/или учредительный договор), а также документа об уплате государственной пошлины. При регистрации коммерческой организации с иностранным капиталом дополнительно потребуется документ в виде выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны.<BR>Устанавливая порядок регистрации, Закон не указывает, какие государственные органы будут осуществлять эту регистрацию. Действующая редакция статьи 51 Гражданского кодекса РФ (далее -- ГК РФ) предусматривает регистрацию юридических лиц органами юстиции при введении в действие закона о регистрации. Поэтому остается непонятным, будут ли органы юстиции производить регистрацию юридических лиц при отсутствии в Законе указаний на конкретные регистрирующие органы или в указанную статью будут внесены изменения. Законом незначительно изменены сроки регистрации юридических лиц: 5 рабочих дней по сравнению с 3 днями, предусмотренными Указом Президента РФ "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" №1482 от 8 июля 1994 г. Для коммерческих организаций с иностранным капиталом в соответствии с Законом РФ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" устанавливается срок регистрации в 30 календарных дней.<BR>Статья 13 Закона закрепляет положение, согласно которому регистрация юридических лиц при их создании осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия -- по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Таким образом, с введением в действие Закона будет внесена ясность в вопрос об определении места нахождения юридического лица, что потребует также внесения изменений в статью 54 ГК РФ.<BR>В соответствии со статьей 23 Закона отказ в государственной регистрации возможен только в случае непредставления необходимых документов или их представления в ненадлежащий регистрирующий орган. В отличие от существующего перечня оснований отказа в регистрации, предусматривающего несоответствие учредительных документов действующему законодательству, Закон не содержит подобного основания и, таким образом, возлагает всю ответственность за несоблюдение нормативно-правовых актов на учредителей вновь создаваемого юридического лица. Именно поэтому в Законе содержится обязанность учредителей предоставить заявление, в котором гарантируется соответствие учредительных документов законам, регулирующим конкретную организационно-правовую форму юридического лица.<BR>Кроме того, Закон устанавливает ответственность как регистрирующего органа, так и заявителя за неправомерные действия в процессе регистрации. За незаконный отказ в государственной регистрации, уклонение от такой регистрации или нарушение установленного порядка регистрирующий орган возмещает причиненный ущерб. В свою очередь заявитель несет ответственность за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений. При этом регистрирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае обнаружения грубых нарушений Закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. (О.Ш.)<BR>