00:0013 ноября 200100:00
6просмотров
00:0013 ноября 2001
Народная мудрость гласит: "Тот, кто умеет что-то делать, -- делает, а тот, кто не умеет, -- учит". Многие годы таким определением награждали отечественное высшее образование. Не то чтоб обидеть, а скорее с благодушным снисхождением. Дескать, что с них, бе
<BR><BR>Народная мудрость гласит: "Тот, кто умеет что-то делать, -- делает, а тот, кто не умеет, -- учит". Многие годы таким определением награждали отечественное высшее образование. Не то чтоб обидеть, а скорее с благодушным снисхождением. Дескать, что с них, бессребреников, много требовать, штампуют инженеров для народного хозяйства -- и слава богу.<BR>При этом наука российская всегда славилась фундаментальными разработками. Спутник запустить -- пожалуйста, бомбу какую изобрести -- сколько угодно. А вот пригодное для жилья здание спроектировать или стиральную машину (без турбодвигателя), тут извините -- не обучены.<BR>С приходом рыночных времен жизнь у вузов начала меняться. Поначалу туго было, государство деньги и вовсе давать перестало, а учить за деньги еще мало кто наловчился. Однако годы шли, и петербургские институты начали гордо поднимать головы. Добрая часть из них многозначительно переименовалась в университеты. Разрослась и окрепла целая плеяда частных высших заведений.<BR>И вот уже тесно стало ВУЗам в некогда просторных аудиториях. Расширяться нужно, ан некуда. Нужно либо новое здание строить, либо реконструировать какую-нибудь развалюху.<BR>В советскую бытность при каждом крупном вузе было свое управление заказчика и даже подрядные организации. Однако в новой экономической формации все эти структуры отделились и сейчас существуют как самостоятельные акционерные общества. Вот и приходится руководству учебных заведений примерять на себя неведомый статус инвестора-застройщика. И надо сказать, неплохо у некоторых это получается. Все больше вузов получают на городской инвестиционно-тендерной комиссии участков под застройку. При этом в проект привлекаются не только собственные средства, но и деньги сторонних инвесторов.<BR>Того и глядишь, обучение студентов станет для университетов бизнесом непрофильным. Поднаторевшие в строительстве будут дома возводить, горнодобытчики угольком да нефтью начнут приторговывать, а инженерные институты откроют цеха по сборке.<BR>Есть у расширения ВУЗов и другая интересная тенденция. Состоятельные учебные заведения норовят получить новое здание непременно в центре города. Желание это похвальное, поскольку и объект ремонтируется, и статус места культурно-просветительного у него остается. Однако немало в центре Петербурга зданий, числящихся на балансе вузов малодоходных. Они не способны не только что-то новое построить, у них старое день ото дня разваливается. Естественно, что именно к таким владельцам и приглядываются более богатые коллеги.<BR>Может случиться, что здесь сработает схема, схожая с расселением коммуналок. В этом случае мелкие и небогатые учебные заведения плавно вытеснят на периферию, куда уже давно переселяют жильцов коммуналок.<BR><B>РЕДАКЦИЯ</B>