регионы

Ирина Малютина, Мурманск

<BR><B>Ирина Малютина, Мурманск</B><BR><BR>ГП "Кандалакшский морской торговый порт" (КМТП) попал в сферу интересов крупнейшего игрока на рынке фосфорных удобрений -- холдинга "Фосагро".<BR>Его неафишируемым владельцем выступает компания "Роспром-ЮКОС".<BR>Менеджерами холдинга "Фосагро" и руководителями ОАО "Апатит" активизируется проект развития Кандалакшского порта как альтернативного Мурманскому морскому торговому порту.<BR>Технико-экономическое обоснование (ТЭО) перегрузочного комплекса (на 1,5 млн тонн в год) выполнено ОАО "ЛенморНИИпроект" в декабре 2000 года.<BR>В комплекс входят: станция разгрузки вагонов, конвейерная транспортная схема с перегрузочными станциями, береговая механизация в составе береговой галереи и погрузочной машины. В последнюю очередь -- строительство закрытых складов. По предварительным оценкам, на возведение пускового комплекса потребуется 2-3 года.<BR><B>Шлифовка</B><BR>На сегодняшний день принято решение частично проект переработать в соответствии с требованиями экологов, одновременно уменьшив инвестиционную составляющую до $5 млн. Под реализацию проекта планируется получение кредита у банка "Менатеп", стратегического партнера "Роспром-ЮКОС".<BR>Для организации перегрузки апатита ООО "Кольская стивидорная компания" поручено заключить ряд договоров, подготовить инвестиционный проект, чтобы определить точную стоимость пускового комплекса. До 25 ноября по инвестированию проекта всем участникам "Кольской стивидорной компании", так же, как и Росморфлоту, предложено представить свои соображения.<BR><B>Стратегия</B><BR>Интерес компании к развитию порта в Кандалакше объясняется потребностью развивать выход к морю, альтернативный мурманскому порту. Кроме того, экономия транспортных издержек в среднем составляет $1,1 на тонну по сравнению с перевалкой через Мурманский морской торговый порт. В 2000 году, при объеме в 387 тысяч тонн, экономия средств составила $426 тысяч. Ожидается, что в текущем году эта сумма возрастет до $550 тысяч.<BR>Системой каналов кандалакшский порт связан с другими -- российскими. Поэтому отправлять апатитовый концентрат через Кандалакшу возможно не только в Европу, но и российским заводам по "речке". Например, в Череповецк ("Аммофос") и Балаково ("Балаковские минеральные удобрения"). Но ограничения, связанные с существующей механизацией перегрузочных работ (открытый тип), экологической безопасностью, ледовой обстановкой, грузоподъемностью судов, позволяют в настоящее время перегружать через Кандалакшский порт не более 500 тысяч тонн апатитового концентрата в год. <BR>Для ОАО "Мурманское морское пароходство" тоже есть выгода: становятся востребованными суда ледового класса и ледоколы, стоящие на приколе.<BR><B>Корректировка</B><BR>Новая редакция проекта не в последнюю очередь связана с ценовой политикой на международном рынке фосфорных удобрений. В первую очередь это связано с перепроизводством минеральных удобрений на мировом рынке, что и вылилось в изменение ценовой политики с $200 до $130 за тонну апатитового концентрата. По этой причине сокращен экспорт минерального сырья в Европу, страны СНГ. За 9 месяцев объем производства апатитового концентрата по сравнению с прошлым годом снизился на 8% и составил 390 тысяч тонн. К падению цен в объединении "Апатит" относятся как к временному явлению (оно происходит каждые 15-20 лет) и позитивно настроены на изменение ситуации. Поэтому горно-обогатительный комбинат в программе производства апатитового концентрата на будущий год предусмотрел наращивание объемов с 8,3 млн до 8,5 млн тонн. Причем без дополнительных затрат, за счет накопления продукции на складах.<BR><B>Справка</B><BR>ООО "Кольская стивидорная компания" (КСК) зарегистрировано в мае 2000 года. Учредители: ОАО "Апатит" (51%), ГП "Кандалакшский морской торговый порт" (КМТП) и ОАО "Мурманское морское пароходство" (ММП). Компания создана для защиты интересов ее учредителей при проведении реконструкции и последующей эксплуатации комплекса в КМТП. На сегодняшний день КМТП -- предприятие со 100%-ным капиталом, находящимся в государственной собственности, и с назначенным конкурсным управляющим. Кандалакшский порт -- замерзающий (с декабря по май включительно). Для круглогодичной эксплуатации нужны суда ледового класса, ледоколы.<BR>В состав холдинга "Фосагро" входят ОАО "Аммофос" (Череповецк), ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" (Воскресенск), ОАО "Балаковские минеральные удобрения" (Балаковск), ОАО "Мелеузовские минеральные удобрения" (Мелеузов) и Лермонтовский горно-металлургический комбинат.