00:0005 ноября 200100:00
46просмотров
00:0005 ноября 2001
На таможнях Северо- Западного региона выстроились автомобильные очереди.
<BR><BR>На таможнях Северо- Западного региона выстроились автомобильные очереди.<BR>Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Северо-Запада начали испытывать на себе последствия обещаний руководства Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ "навести порядок" в регионе. Первый шаг сделан -- товары в свободное обращение теперь выпускаются исключительно с личного разрешения начальника таможни. Соответствующее Письмо от 24.10.2001 №01-28-29/16109ф подписано исполняющим обязанности начальника Северо-Западного таможенного управления Николаем Сапьяником.<BR>На автомобильных пограничных переходах Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) сразу сложилась напряженная ситуация -- грузовые автоперевозки стали. Очереди автопоездов на пограничных переходах "Торфяновка" и "Брусничное" составляют 30-40 машин на выезд и 50-60 на въезд. По мнению российских перевозчиков, сроки ожидания прохождения неоправданно затянуты. По мнению таможенников, на границе все в порядке.<BR>Как стало известно "ДП", на сегодня запланирована официальная встреча представителей АСМАП и СЗТУ с участием вице-губернатора Петербурга Юрия Антонова.<BR>Пробки были,<BR><B>есть и будут</B><BR>"Очереди на границе уже растут как снежный ком. Материальные и моральные потери участников ВЭД будет возмещать ГТК, когда посыплются иски в суд. Принимая во внимание то, что Николай Сапьяник пообещал главе ГТК Михаилу Ванину "элементарно собрать дополнительно 1 млрд рублей" (см. "ДП" №190/01, www.dp.ru), данное письмо -- это еще только начало "большого пути", -- считает главный специалист по ВЭД ООО "СТМ" Валерий Глыздов.<BR>Как заявил оперативный дежурный Выборгской таможни, пробки на пограничных переходах "Брусничное" и "Торфяновка" были, есть и будут. По его словам, большие очереди возникают из-за того, что многие граждане России и Финляндии пересекают границу в течение дня несколько раз, едут то за бензином, то за мебелью, то еще за чем-нибудь. Потоки автомобилей настолько велики, что переходы просто не успевают с проверками, что и приводит к заторам. Не хватает людей, которые бы могли ускорить процедуру досмотра. Также, по словам дежурного оперативного Выборгской таможни, сейчас нет очередей легковых автомобилей на выезд из России, а в очереди на въезд находятся порядка 20 автомобилей. Что касается грузового транспорта, то выехать опять же не составляет большой проблемы, так как очереди нет, а вот на въезде находятся 50-60 единиц грузового автотранспорта.<BR>В пресс-службе Северо-Западного таможенного управления оказались не в курсе событий на пограничных переходах и ничего не слышали не только об очередях, но и об угрозах автоперевозчиков провести забастовку и акции протеста.<BR><B>Начальники</B><BR><B>могут все</B><BR>Как следует из письма исполняющего обязанности начальника Северо-Западного таможенного управления Николая Сапьяника, решать, выпускать товары в свободное обращение или нет, должен "начальник таможенного поста либо лицо, его замещающее, путем проставления отметок на оборотной стороне документа доставки, заверяя запись личной номерной печатью начальника таможенного поста либо лица, его замещающего".<BR>Есть в письме не менее интересный пункт, согласно которому при оформлении электроники, бытовой техники, мебели и комплектующих узлов и деталей к ним, шин решение об их доставке будет приниматься только при наличии копии экспортной грузовой таможенной декларации, оформленной в государстве отправления.<BR>"Данное письмо затрагивает интересы участников ВЭД. И они должны хотя бы знать, к чему готовиться, какие документы с них потребуют. Но ни на одной таможне нам данное письмо не предоставили, сказав, что оно для внутреннего пользования. Интересно, как перевозчики (экспедиторы) смогут предоставить "копию экспортной ГТД", когда они не знают, что она требуется?" -- говорит Валерий Глыздов.<BR>Как и прогнозировал "ДП" (см. №191/01, www.dp.ru), чистка рядов СЗТУ (см. "ДП" №184/01, www.dp.ru) повлекла за собой ужесточение таможенного режима в Северо- Западном регионе в целом. Таможенные брокеры связывают это с приходом в СЗТУ сотрудников ГТК, которые и должны будут бороться с коррупцией на Северо-Западе. А именно в ней, как посчитал Михаил Ванин, кроются причины недостаточных поступлений в бюджет. На фоне этого практически незамеченным осталось недавнее заявление Генпрокуратуры РФ, что ею расследуются уголовные дела в отношении руководящего звена самого ГТК РФ.<BR>Вторым шагом в направлении в борьбе с недостоверным декларированием на Северо-Западе как раз и стало Письмо от 24.10.2001 №01-28-29/16109ф, подписанное Николаем Сапьяником. Но вовсе не ему принадлежит революционное решение выпускать товары в свободное обращение после личного согласия начальников таможен. Пробный шар был запущен непосредственно главой ГТК Михаилом Ваниным, который разрешил оформлять товары лишь после "согласования со мной".<BR><BR>Вальтер Вельсман, начальник регионального представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) на Северо-Западе:
<BR>"Очереди из автотранспорта на границе с Финляндией уже достигают нескольких километров. Машины стоят по 2-3 суток, в среднем перевозчики простаивают в очереди по 36 часов. Это длится уже 1,5 недели. На какие-либо контакты с нами временное начальство Северо-Западного таможенного управления не идет. Мы уже и звонили, и ходили, и письмо написали -- никакого ответа. Планировали через вице-губернатора Петербурга Юрия Антонова, курирующего транспортную отрасль, организовать 2 ноября встречу с таможенниками, тоже ничего не получилось. Если так и дальше пойдет, то московский АСМАП будет поднимать этот вопрос через Государственный таможенный комитет". (С.О.)<BR><BR>Алексей Чумак, председатель Комитета по транспорту администрации Петербурга:<BR>"Проблема действительно существует, причем не только при пересечении границы перевозчиками, но и в порту. Поэтому время обработки грузов в порту также увеличится. Требования, которые выдвигает СЗТУ, не совпадают с реальными транспортными потоками. Поэтому борьба с единичными случаями приводит к таким коллапсам". (С.О.)