00:0005 ноября 200100:00
7просмотров
00:0005 ноября 2001
Марко Вигорелли, старший партнер Миланского офиса международной консалтинговой компании Accenture, совершенно не похож на проповедника. И на социального работника не похож -- типичный поджарый западный бизнесмен. Однако основная идея, которую он продвигае
<BR><BR>Марко Вигорелли, старший партнер Миланского офиса международной консалтинговой компании Accenture, совершенно не похож на проповедника. И на социального работника не похож -- типичный поджарый западный бизнесмен. Однако основная идея, которую он продвигает, -- развивать бизнес, принимая во внимание интересы всех групп, благополучие которых связано с деятельностью компании.<BR>С точки зрения Марко Вигорелли, стратегические предпосылки успеха бизнеса в России напрямую зависят от величины "взноса", который бизнес делает в общественное благополучие.<BR>Очевидно, что социально ответственный бизнес для общества лучше, чем безответственный. Но до таких взаимоотношений и обществу, и бизнесу России еще надо дорасти. Однако Марко Вигорелли уверен, что именно сейчас российским предприятиям следует ориентироваться на европейскую модель (иногда ее называют "рейнской моделью") социального партнерства, и не столько из соображений морали или политики, сколько из прагматических деловых расчетов.<BR>"Когда вы управляете небольшим предприятием, вы чувствуете, что можете руководить им, просто держа нос по ветру. Когда конкуренция на рынке растет, требуется большая гибкость и чуткость к изменениям рынка. Менеджерский опыт начинает быть востребован, когда отмечается рост экономики, компании увеличивают обороты и численность персонала. Именно в этот момент компании ощущают потребность сделать управление более рациональным, а на определенном этапе становится необходимым и внедрение информационных систем, помогающих консолидировать информационные потоки, участником бизнеса становится компьютер. Но рационализм не обязательно означает эгоизм. Если вы заняты исключительно вычислением того, как повысить показатель прибыли в этом году, то легко можете потерять перспективу и ваша компания вряд ли будет иметь долгую жизнь".<BR>В этом и заключается, на взгяд Вигорелли, ловушка, встроенная в финансовую модель капитализма. "Вы хотите привлекать деньги через биржевой механизм для развития вашего бизнеса, но вдруг обнаруживаете, что вашим бизнесом управляет биржа и ради поддержания высокого курса акций приходится иногда жертвовать как раз теми идеями и проектами, которые могли бы обеспечить вам успех в долгосрочной перспективе.<BR>Это особенно опасно, когда мы говорим о развивающихся рынках. Низкий объем товаров и услуг, неразвитая рыночная инфраструктура -- в этих условиях компании, которые спешат воспользоваться возможностями финансового рынка, могут просто не успеть по-настоящему вырасти. В Европе, прежде чем попробовать финансовую, "англосаксонскую", модель капитализма, компании несколько десятилетий после второй мировой войны занимались тем, что наращивали собственные мускулы, увеличивая объем производства, клиентскую базу, количество рабочих мест, качество рабочей силы -- и тем самым наращивая экономическую мощь своих стран и улучшая качество жизни людей".<BR><B>Разные модели</B><BR>Противопоставляя две модели -- американскую и европейскую, Марко Вигорелли явно отдавал предпочтение европейской. Он считает, что именно эта модель сегодня необходима России, да и американским компаниям следует серьезно подумать, как с ее помощью скорректировать свой подход к управлению бизнесом. Особенно после трагических событий 11 сентября, когда человечество ужаснулось от количества накопленной в мире злобы.<BR>"В современных дискуссиях утверждают, что европейская модель устарела, сегодня в чести другая модель -- американская, жестко ориентированная на прибыль и курс акций.<BR>Этот подход имеет, безусловно, сильные стороны, но он может и завести в тупик. Высокая прибыль сегодня -- не гарантия такого же результата завтра. Далеко не всегда можно судить о ценности компании по курсу ее акций. Эта оценка может весьма далеко оторваться от реального положения дел на предприятии. Пример обвального падения стоимости акций новой экономики показал, что за миллиардной капитализацией могло не стоять ничего, кроме нескольких толковых идей и грандиозных ожиданий. Кроме того, когда управлять предприятием начинает биржа -- неизбежно произойдет перенос акцента на краткосрочные результаты деятельности компании, на то, какая прибыль будет распределяться среди акционеров. Решения будут часто приниматься в ущерб долгосрочным интересам компании, топ-менеджер иногда просто не будет иметь времени для решения кардинальных задач: если курс акций будет какое-то время ниже ожиданий акционеров, его просто уволят".<BR>Марко Вигорелли убежден, что, выбирая модель развития компании, нельзя игнорировать и особенности национальной культуры, исторического опыта страны. "В странах латинской культуры англосаксонское понимание успеха так и не прижилось, хотя конкретные технологии управления часто успешно используются. Людям латинской культуры, например, модель "англосаксонская" представляется слишком эгоистичной, эгоцентричной. Они привыкли к иному складу отношений -- когда люди более открыты к другим. В бизнесе это проявляется в том, что, например, в Италии владелец бизнеса должен больше заботиться о работниках, а работники заботятся о бизнесе в целом. Если предприниматель беспокоится только о себе, то и его работники не станут способствовать успеху его бизнеса. Здесь не так просто принимаются решения об увольнениях -- это трудно как с человеческой точки зрения, так и в связи с законодательством. И на этапе становления рынка это вообще более правильно, так как помогает избежать разрушительных социальных напряжений", -- убежден Марко Вигорелли.<BR><B>Рынок твоих клиентов</B><BR>Марко Вигорелли сформулировал ключевой вопрос: действительно ли вам надо привлекать средства на рынке акций? "Может, на данном этапе дальновиднее будет иметь возможность выстраивать бизнес, ориентируясь не на курс акций, а на то, какую часть реального рынка вы хотите контролировать, на то, насколько удовлетворены ваши потребители качеством и ценой ваших товаров и услуг? Если вашу компанию не заботит стоимость ее акций на фондовом рынке, то вы не обязаны замечать фондовый рынок. Стоимость вашей компании не меняется день ото дня, не колеблется вместе с рыночным курсом акций.<BR>Крупные успешные компании с устоявшимся именем могут себе позволить сказать, меня не беспокоит стоимость акций. Это все спекуляции, кривые оторвались от реальности и не соответствуют стоимости компании, не отражают ее состояние. Это все биржевые игры".<BR>Марко Вигорелли считает, что российской экономике нужно сосредоточиться на реальном бизнесе, а не на финансовых играх, когда наемные высококвалифицированные менеджеры ориентированы на короткую инициативу, на оценку результатов их работы по тому, как акции компании котируются на бирже. Это резко отличается от ситуации в частной компании, которая управляется владельцами, потому что хозяин в большей степени ориентирован на будущее, дальнюю перспективу и стабильность.<BR>"Большие корпорации в Италии скорее ассоциируются с властью, чем с бизнесом, поскольку большую часть товаров и услуг реального рынка создают малые и средние предприятия".<BR><B>Реализация идей</B><BR>Идея предпринимательства связана, по мнению Марко Вигорелли, не только и не столько с зарабатыванием прибыли, сколько с реализацией идеи, с созданием стабильно работающей экономики. Прибыль -- необходимое условие для этого, но никак не самоцель. И с его точки зрения, в России это осознают прежде всего представители малого и среднего бизнеса.<BR>"Несмотря на то что советская экономическая модель потерпела крах и оставила негативный след в сознании российского предпринимателя, современный бизнес вынужден быть более социально ориентированным. Создавать общую выгоду для всех. Для широкого круга сотрудников компании, потребителей, для государства. Именно это обеспечивает экономический рост. В этом заинтересованы и владельцы компании, и работающие в ней", -- убежден Марко Вигорелли.<BR>Марко Вигорелли считает, что в России прежде всего нужно развивать рынки товаров и услуг. И только потом играть в фондовый рынок. "Спекуляция акциями отвлекает деньги из реального бизнеса. Если рынок товаров развит -- это нормально, если в зачаточном состоянии -- это может закончиться катастрофой. Российскому бизнесу разумнее ставить свои цели, ориентируясь на реальный рост того вклада, который он вносит в общее экономическое развитие, в количество и качество произведенного продукта, в создание новых рабочих мест, в развитие человеческого потенциала бизнеса".