НДС для СМИ уничтожит мертворожденных

Газеты, журналы и книги с 1 января 2002 года будут облагаться НДС по ставке 10%, при этом на них не будет распространяться налог с продаж.

<BR><BR>Газеты, журналы и книги с 1 января 2002 года будут облагаться НДС по ставке 10%, при этом на них не будет распространяться налог с продаж.<BR>С одной стороны, введение 10%-ного налога приведет к росту цены на рекламу и, соответственно, ее сокращению. С другой -- в 2002 году ожидается рост рекламного рынка на 50-70%. Если отдельные рекламодатели не смогут увеличить расходы на рекламу, то общее увеличение рекламного рынка все равно компенсирует потери СМИ.<BR><B>Ловушка для СМИ</B><BR>Сейчас многие газеты ходят по краешку пропасти. Например, "Комсомольская правда" выплывает в основном за счет "толстушки" и специальных проектов, а ежедневный выпуск, несмотря на колоссальный тираж, выходит практически в ноль. После отмены льготы по НДС именно подобные издания могут оказаться в лучшем положении, так как у них появится шанс занять освобождающиеся на рынке места. А такие места, скорее всего, появятся. "При отмене льготы по НДС умрет большое количество региональных газет, которые априори убыточны и питаются из бюджета районных администраций, -- считает Алексей Шавлов, генеральный директор ЗАО "Издательский дом "Смена". -- Если местные власти не увеличат вливания, то этим изданиям придется туго и часть из них закроется. Однако такое явление носит эволюционный характер: сейчас газетный рынок России перенасыщен продукцией, многие газеты -- мертворожденные. С их закрытием другим газетам станет легче дышать".<BR>Отмена льготы по НДС приведет к значительным переменам на газетном рынке.<BR>Сейчас в России около 30 тысяч печатных изданий, из них 10-12 тысяч -- районные газеты. После введения НДС примерно 15-20% изданий могут "сыграть в ящик".<BR>Может также сократиться число издательств, специализирующихся на выпуске узкоспециализированной литературы. Ситуацию усложнит то обстоятельство, что издательства, уже проведя подписку на 2002 год по ценам без НДС, потом обязаны будут его уплатить.<BR><B>Зачем нам, издатель, чужая страна</B><BR>В выигрышном положении окажутся и те издания, которые печатаются за границей -- по крайней мере до тех пор, пока не будет введена таможенная пошлина на ввоз печатной продукции. Однако издатели отмечают, что сложности, возникающие при печати за рубежом, в частности сложная логистическая схема, в значительной степени гасят финансовые выигрыши. Для многих СМИ печать в западных типографиях -- мера вынужденная, поскольку качественные полиграфические услуги в России практически отсутствуют. "На Северо-Западе нет хороших типографий с печатью цвета 4+4. Это объясняет, почему пятничный номер мы печатаем в Финляндии, -- говорит Алексей Шавлов. -- Ежемесячно $50 млн затрачивается на печать красивых иллюстрированных журналов во Франции, Финляндии, Польше, других странах. Интерес же издательств в том, чтобы здесь, под боком, были качественные современные типографии". Если вслед за отменой льготы по НДС также уберут таможенные льготы, то многим издателям придется вернуться в отечественные типографии или значительно увеличивать цену на издания. С другой стороны, это подстегнет к инвестициям в развитие современных типографий в России.