Дед Мороз вывозит Устюг

Проект по раскрутке Великого Устюга, как родины Деда Мороза, успешно подходит к третьей годовщине.

<BR><BR>Сказочно-литературный персонаж оказался способен вытащить из экономического кризиса небольшой город в Вологодской области.<BR><B>Идея</B><BR>Оригинальный механизм извлечения прибыли из фольклорного образа стартовал в ноябре 1998 года. Незадолго до этого мэр Москвы Юрий Лужков, отдыхавший в окрестностях Устюга, подарил местным властям идею -- "прописать" в городе Деда Мороза. Этот, пожалуй, самый популярный герой до сих пор не имел определенного места проживания. Советские дети писали письма Деду Морозу либо на Северный Полюс, либо в Кремль, российские же больше налегали на послания импортному Санта-Клаусу. (Кстати, "официальных" Клаусов в мире несколько: финский, шведский, датско-гренландский и пр., и между ними идет конкурентная борьба за то, кто более "настоящий".) "Идея была московская, но все остальное мы сделали сами, -- утверждает заместитель начальника управления культуры администрации Великоустюгского района Надежда Удачина. -- Было создано открытое акционерное общество "Дед Мороз", которое учредили областная и районная администрация и Новаторский леспромхоз. Оно и взялось за продвижение брэнда".<BR><B>Малобюджетный Дед</B><BR>Учредители вложили всего по 50 тысяч рублей каждый. Кроме того, мэрия выделила помещение под офис ("Дом Деда Мороза"), а леспромхоз -- участок под загородную базу "Вотчина Деда Мороза". Этого оказалось достаточно для успешного старта. Истинный объем инвестиций, впрочем, был гораздо больше, но подсчитать его невозможно. Очень многое делалось за счет спонсорской помощи, а также использования "административного ресурса". "Под Деда Мороза", например, была отремонтирована автодорога от Вологды до Устюга. Сейчас расширяется городская гостиница. "Бюджет несет затраты, а частные фирмы зарабатывают на проекте, -- говорит первый заместитель главы Великоустюгской администрации Анатолий Шевцов. -- Практически все предприятия Великого Устюга работают в его рамках. К примеру, кисте-щеточная фабрика выпускает помазки с Дедом Морозом. Ликеро-водочный завод -- водку "от Деда Мороза". Привлечены местные производители сувениров из бересты, льняных тканей, серебра. И конечно же турфирмы.<BR>За декабрь прошлого года, по подсчетам Надежды Удачиной, главного специалиста управления культуры, туризма, спорта и молодежной политики администрации Великоустюгского района, пообщаться с Дедом Морозом приехало около 80 тысяч "однодневных" экскурсантов и 34 тысячи туристов, которые останавливались в Устюге на ночь. (Для сравнения, население города -- около 40 тысяч человек). "Сначала мы принимали по пять, потом по семь, сейчас по 14 туристических поездов", -- говорит Надежда Удачина. "На прошлый Новый год нам пришлось искусственно сдерживать поток туристов, поскольку в городе просто негде было ночевать. Турфирмы арендовали спальные места в частном секторе".<BR>С появлением Деда Мороза устюжане связывают экономический подъем. Прямую зависимость никто не устанавливал, но за 3 последних года выпуск промышленной продукции в Великоустюгском районе (до тех пор считавшемся, в общем-то, вологодским захолустьем) вырос на 18%, а оборот торговой сети -- на 24%. Безработица упала с 12 до 2%.<BR><B>Дед как брэнд</B><BR>Устюжане намерены не только развивать собственный дед-морозовский комплекс (в него будут входить парк развлечений, зверинец, музей новогодних елок и т.д.), но и продвигать свой брэнд по всей России. Для этого в региональных центрах открываются представительства Деда Мороза (четыре уже открыто, три готовятся к открытию).<BR>Представительства будут заниматься не только "раскруткой" туров к Деду Морозу, но и благотворительной деятельностью -- собирать и передавать подарки малоимущим.<BR>В ближайшее время будет зарегистрирован товарный знак Деда Мороза, за право пользоваться которым, по мнению устюжан, будут бороться отечественные производители. Под эгидой Академии Деда Мороза планируется проводить туристические конференции. А на нынешний Новый год -- Всероссийскую ярмарку сувенирной продукции и народно-художественных промыслов.