Мстислав Ростропович: "Знаете, бывает, что вдруг пятно какое-то посадят"

Мстислав Ростропович -- друг королей и президентов, меценат, автоматчик образца августа 1991 года и один из самых известных в мире музыкальных "брэндов" -- обиделся на Петербург. Причиной резкой перемены по отношению к городу стали взаимоотношения музыкан

<BR><BR>Мстислав Ростропович -- друг королей и президентов, меценат, автоматчик образца августа 1991 года и один из самых известных в мире музыкальных "брэндов" -- обиделся на Петербург. Причиной резкой перемены по отношению к городу стали взаимоотношения музыканта с "Пулково".<BR><BR>Ростропович непосредствен, экспансивен, открыт и откровенен. Говорит то, что думает, а не наоборот. Инвестиционный климат культурной столицы -- тонкая материя, прочность которой во многом зависит от слов и поступков таких людей, как Мстислав Ростропович.<BR>О своем нынешнем восприятии Петербурга музыкант рассказал в интервью "ДП".<BR><BR>-- У нас все разговоры о 300-летии города. Планируете ли Вы каким-то образом принять участие в юбилее города?<BR>-- Нет-нет-нет. Не планирую. Я вам скажу, в чем тут дело: как Вы, может быть, знаете, у меня в Петербурге есть место, которое мы приобрели, чтобы сделать архив. Я туда уже привез огромное количество документов. Но далеко не все. Должен вам сказать, что, когда я привозил документы своего архива, это считалось дополнительным багажом. И, когда я привозил дополнительный багаж "Аэрофлотом", мне всегда была "зеленая улица". А теперь, когда это стало "Пулково", мне отказали в том, чтобы я привозил части архива. Тогда я сказал: раз Вы мне отказали, то теперь я привожу материалы в Москву. В моем архиве сейчас есть масса документов невероятной ценности для России: имеется архив Репина, включая палитру, сделанную в последние дни жизни, рукопись воспоминаний Марии Федоровны, документы, касающиеся Распутина, по которым Эдуард Радзинский уже сделал книгу. И все это я сейчас не могу даже привезти...<BR><BR>-- В результате как Вы сейчас можете сформулировать свое отношение к городу?<BR>-- Петербург меня обидел. Обидел очень. Понимаете, в чем дело: когда я привожу части архива -- а он гигантский -- все на таможне могут смотреть, что я привожу, в том числе и "Пулково". Смотрите: стоит это -- не стоит. Я думаю, что это очень дорого стоит.<BR>-- Помириться есть возможность?<BR>-- Не знаю. Хотя многие петербуржцы в этот диссонанс вносят замечательную ноту. Например, в городе у меня есть два друга -- два "близнеца". Из истории известны Кирилл и Мефодий, а это Кирилл и Евгений (Кирилл Зиминов и Евгений Пригожин -- директора компании Concord). Когда в Петербург на 4 дня приехала королева Испании, я был в жутком положении, потому что ее нужно было как-то кормить. А в последнюю минуту я не мог сориентироваться: чем и как. Тут возникли "близнецы" и страшно мне помогли. Конечно же в Петербурге есть замечательные музыкальные школы, которые я тоже очень люблю. Сам же город, как Вы понимаете, я просто обожаю. Но знаете, бывает так, что вдруг пятно какое-то посадят. Ну что -- жалко...<BR><BR>-- Насколько, с Вашей точки зрения, за последнее время изменился имидж Петербурга? Как человек, который многое видел...<BR>-- И который бывает в Петербурге с 1950-х годов. Вы знаете, я думаю, что имидж улучшается. Петербург улучшается, потому что ремонтируют здания, но улицы еще далеко не все привели в порядок. Что меня больше всего волнует, так это Нева и невская вода. Не знаю, как может помочь городу постройка дамбы -- по этому поводу есть разные мнения. Этот вопрос не мне комментировать, но волноваться я имею право.<BR><BR>-- Деятели культуры могут многое сделать для города уже одним своим присутствием. Чем больше таких людей в Петербурге, тем громче город "звучит". Что нужно делать, чтобы привлечь больше таких людей?<BR>-- Нужно обратить внимание на культуру по-настоящему, в частности на музыку. Я знаю многие замечательные коллективы, к примеру оркестр Филармонии. Оркестр переживает очень трудное время. Они начинают получать деньги за аренду, в которую сдают свой зал -- свой кровный зал. Сдают в аренду каким-то банкетам, свадьбам, получают за это деньги и платят оркестру. Я считаю, что оркестр нигде в мире не может существовать без помощи. Для этого в нашем законодательстве должен быть пункт, по которому, как в Америке, все деньги, которые даются на спонсорство, должны сниматься с налога. И все! Если у нас будет такой закон, он даст культуре существовать, он не будет душить культуру! Я думаю, что об этом надо подумать. Потому что когда ситуация складывается так, что оркестр существует на деньги, полученные с продаж зала, а не со своей деятельности, мне кажется, что это почти преступление.<BR><BR>-- Какие-то проекты вас сейчас связывают с Петербургом?<BR>-- Мы организовали фонд помощи педиатрии. Сейчас заканчиваем вакцинацию против гепатита более 700 тысяч детей. И будем продолжать. В декабре начнем вакцинацию в Петербурге и Ленинградской области, кроме того, в конце ноября я поеду в Новосибирск, где мы будем делать прививки. Думаю, в сумме мы проведем вакцинацию более 1,5 млн детей.<BR>