Бизнес ищет закон шариата

Ислам довольно быстро распространяется по всему миру включая Петербург. Это самая молодая и потому самая пассионарная религия, которая не может не влиять на бизнес. Особенно российский, которому, по пресловутым историко-географическим причинам, адекватен

<BR><BR>Ислам довольно быстро распространяется по всему миру включая Петербург. Это самая молодая и потому самая пассионарная религия, которая не может не влиять на бизнес. Особенно российский, которому, по пресловутым историко-географическим причинам, адекватен мусульманский менталитет.<BR>В христианском мире интерес к исламу проснулся почти одновременно с американскими взрывами. Общество начинает задумываться о том, что мусульман нужно знать не только в лицо, но и изнутри. С этого года, например, в общеобразовательных школах Германии введены занятия по исламу. В Петербурге открылись курсы для детей по изучению ислама. Специфика исламского бизнеса любопытна не меньше, чем культура, и является альтернативой западной глобалистской модели.<BR><B>Слово и дело</B><BR>По наблюдению одного дипломата, 6 лет проработавшего в Иране, на бизнес последователей ислама влияет скорее не шариат (закон, основанный на Коране и суннах, описывающих деяния пророка Мухаммеда), а адат (длинный "неписаный" свод правил, адаптированных для каждого общества). "В бизнесе, -- как объяснил дипломат, -- мусульмане обычно не прибегают к крайним мерам, знакомым христианским странам, стараясь обходиться словами. Осторожно обращаться со словами следует и для того, чтобы продолжить отношения с мусульманином-бизнесменом: не стоит вслух подвергать сомнению его кредитоспособность, репутацию и пр. Кроме того, в мусульманских странах принято торговаться, пока хватает слов". В большинстве ортодоксальных странах договоры не практикуются. "Сила слова в Индии очень велика, если ты договоришься на словах, тебя никогда не обманут, а вот твоего администратора или менеджера обманут обязательно. Мусульмане придают большое значение именно личному общению", -- объясняет Елена Серегина, генеральный менеджер сети магазинов "Ганг". <BR><B>Сосед и родственник</B><BR>По наблюдениям бизнесменов, мусульманский бизнес значительно менее агрессивен по сравнению с американской и даже европейской моделью. Мусульмане не воинственны: добившись оборота в $2-3 млн, они обычно на этом останавливаются. "Увлекла вас страсть к умножению", -- написано в Коране. В отличие от, например, протестантской религии, апологеты которой культивируют личное обогащение как благо, через которое возможно приближение к богу, по Корану, человек является не собственником какого-то ресурса, а его "арендатором", своего рода поверенным Аллаха, и бизнес должен быть социально ориентированным. В мусульманских странах обязательным считается отчисление 12% от дохода на благотворительные нужды, это так называемый мусульманский налог, идущий на увечных, сирых и больных. К такой модели, кстати, стремится американский бизнес. "Что касается недвижимости, -- рассказывает востоковед восточного факультета СПбГУ Сергей Григорьев, -- у мусульман принято сначала предложить сделку соседу или родственнику и потом уже объявлять о продаже остальным". <BR><B>Финансы и Коран</B><BR>Другая мусульманская догма влияет на финансовый рынок, который отличается от иудейско-христианского, построенного на спекулятивных принципах. Отношения между партнерами, следующими закону шариата, строятся на основе мушараки -- взаимных обязательств, исключающих взимание процента. Эта процедура предполагает участие банка в проекте, то есть уже совместном предприятии, в успешности которого банк становится заинтересованным. Кстати, многие современные банковские операции и термины (например "чек" и "аваль") имеют мусульманское происхождение.<BR>По шариату, доход может быть получен от инвестиций в производство и торговлю, то есть носить осязаемый, материальный характер, но не касаться игорного и алкогольного бизнеса. "Исходя из исламского мировоззрения грешно наживаться на продуктах питания, здесь ортодоксальный бизнесмен берет минимальный процент", -- объясняет Сергей Григорьев.<BR><B>Клан и Ковер</B><BR>Другое противоречие исламского бизнеса связано с организацией труда. Западный менеджмент придерживается антиродственной и политкорректной позиции. У мусульман управление компании сводится к клановости (которой, кстати, придерживаются многие российские компании не только с мусульманским топ-менеджментом). Это может даже противоречить интересам компании, но профпригодность члена клана является второстепенным условием. С женщинами-партнерами мусульмане контактируют, но в общении с ними они никогда не подадут руку.<BR>В мусульманских странах скорее могут отказаться от глотка вина, чем от дурманящей струи опия. Например, зайдя в офис солидной компании Ирана, в комнате переговоров, устланной коврами и подушечками, можно увидеть, как партнеры "ничтоже сумняшеся" вынимают курительные принадлежности и предлагают испробовать собеседнику. Назначая встречу с мусульманином, ее можно корректировать сообразно намазу, которому следуют как минимум 5 раз в день. Например, в России в разгар переговоров мусульманин вправе уйти от ответа, сославшись на коврик, в 13.13, 16.13, 18.07, 20.47, а также в 6.48 и 8.18. В этот момент свидетелю лучше не разговаривать по телефону и тем более смеяться. По правилам, намаз невозможен, если молящийся слышит смех.<BR>