мнения и комментарии

Александр Пирожков

<BR><B>Александр Пирожков</B><BR><BR>Рост инвестиций в недвижимость и строительство говорит о стабильности экономики и ее хороших перспективах. В Петербурге объем инвестиций в недвижимость приближается к $1 млрд в год, однако мог бы быть еще больше.<BR>Об этом говорили участники круглого стола "Инвестиции в строительство и недвижимость" на Международной конференции "Стратегические инвестиции в Северо-Западный федеральный округ России", состоявшейся в Петербурге на прошлой неделе.<BR><BR>Григорий Томчин, заместитель председателя комитета по собственности Госдумы РФ:<BR>"Сегодня у нас налоговая система позволяет иметь рентабельный "белый" бизнес. С принятием Земельного кодекса мы наконец объединили имущество и землю. Земельный кодекс -- это закон прямого действия. Для торговли землей никаких законодательных актов больше не требуется.<BR>В течение этого года будет окончательно принят новый текст Закона о приватизации, который позволит решить проблемы незавершенного строительства, что тоже очень важно для инвестиций в строительство и недвижимость.<BR>Кроме того, будет принят новый текст Закона о банкротстве, который реально позволит защищать права кредиторов и соблюдать права собственника, а не только менеджера.<BR>Вообще, инвестиции в недвижимость и строительство Северо-Запада -- это реальный показатель развития экономики страны. Инвестиции в сырьевой комплекс будут всегда, если есть такой комплекс. Инвестиции в столичный город происходят даже в период кризиса, это особенность столичного города".<BR><BR>Александр Вахмистров, вице-губернатор, председатель Комитета по строительству администрации Петербурга:<BR>"Приоритетным направлением для привлечения инвестиций в администрации Петербурга считается недвижимость и строительство. Это понятно, поскольку кроме промышленного производства, которое решает в основном федеральные задачи, главное, чем располагает город, -- это объекты недвижимости и земельные участки.<BR><B>Можно легко посчитать объем капитальных вложений ежегодно в развитие недвижимости в нашем городе. В год в Петербурге строится около</B><BR>1 млн м2 жилья. Можно умножить эту площадь на любую угодную вам цифру, например $300 за м2, и получится $300 млн прямых капитальных инвестиций только в жилищное строительство.<BR>Кроме того, в нашем городе ежегодно вводится в строй множество объектов промышленного строительства, автозаправочных станций, гаражей, офисных и торговых комплексов. Сложив все это, мы получим примерно $600 млн ежегодно прямых инвестиций в объекты недвижимости. Плюс дорожное строительство и инфраструктура, в которые в этом году будет вложено порядка $200 млн.<BR>При этом развитие недвижимости зиждется на земельных имущественных отношениях. Я хотел бы остановиться на нескольких аспектах. Первый -- градостроительное регулирование. В любом городе мира в основе строительства лежит градостроительное регулирование. То ли в виде генплана, то ли в виде функционального зонирования и т.п. Мы тоже приступили к разработке нового генерального плана. Это процесс очень сложный, трудный, длительный. Поэтому новый генплан появится не раньше 2004 года. Это будет план развития нашего города на период до 2025 года.<BR>Для того чтобы оперативно откликаться на текущее состояние экономики и потребности инвесторов, администрация занимается разработкой отдельных схем и программ размещения объектов, а также концепций развития территорий. Так, уже приняты программа размещения автозаправочных станций до 2005 года, программа дорожного строительства до 2010 года, программа строительства гостиниц в виде адресного перечня с соответствующими механизмами льгот для инвесторов и т.д. Последняя программа постоянно обновляется, сегодня в перечне более 150 адресов. В ближайшее время будут приняты программы размещения жилищного строительства и развития инженерных сооружений до 2010 года.<BR>Концепций развития территорий принято уже довольно много. Среди них -- такие "знаковые" для города территории, как Сенная площадь и близлежащие объекты, Синопская набережная и другие.<BR>Кроме того, городом принята за основу программа краткосрочных капиталовложений до 2004 года, программа к 300-летию Петербурга, которая обобщает очень много ранее принятых программ, например "Светлый город", "Чистый город". Все эти документы позволяют инвесторам лучше ориентироваться в потребностях города и с учетом этого планировать свои вложения.<BR>Второй важный аспект, важный для развития недвижимости и привлечения в этот сектор инвестиций, -- это преодоление административных барьеров. Город должен выработать такую систему, которая позволяет инвесторам свести к минимуму потери времени и денег на получение разрешений и согласований. Главная задача администрации -- упростить этот процесс. Сейчас он сложный, порой вступает в противоречие с федеральным законодательством".<BR><BR>Валерий Гутовский, заместитель генерального директора ОАО "Петербургстрой":<BR>"Взаимодействие с органами власти -- важный вопрос для компании, инвестирующей в недвижимость. На мой взгляд, в Петербурге в последнее время улучшается порядок предоставления получения инвесторами пятен под строительство. В первую очередь это касается государственных земель. В городе действует Инвестиционно-тендерная комиссия. Это совершенно открытый орган, прозрачный. Любой инвестор, который приходит на наш рынок, в принципе, понимает, как на нем работать. Он получает консультации в едином органе.<BR>По нашему опыту работы с Москвой, в столице таких единых правил нет. Во всех территориальных округах существуют свои правила, и инвестору, который начинает работать в Москве, разобраться в них сложнее.<BR>Новая тема, которую сейчас продвигает городская власть, -- это опционная торговля пятнами. На основании предварительного опциона застройщик получает право разрабатывать инвестиционно-тендерную документацию и в дальнейшем получить пятно по однократной рыночной оценке. Эта схема находится пока в зачаточном состоянии, но это очень позитивное движение. Я думаю, что через 2-3 года мы освоим эту систему и будем работать, как во всех цивилизованных государствах.<BR>Надо отметить некоторую демократизацию учета общественного мнения при реализации инвестиционных проектов и гибкую политику городских властей в этом отношении. Дело в том, что любой человек, который живет вблизи пятна застройки, традиционно против строительства и выдвигает порой самые нелепые требования. Администрация эти предложения сортирует, учитывая лишь, во-первых, законные, а во-вторых -- трезвые".