"Экском" агрессивно поглощает конкурентов

Петербургский пейджинговый оператор ООО "Пейджнет" (торговая марка "Экском") объединился с компанией "Вессо Телеком-СПб", имеющей статус петербургского филиала московского пейджинг-оператора ЗАО "Таском".

<BR><BR>Петербургский пейджинговый оператор ООО "Пейджнет" (торговая марка "Экском") объединился с компанией "Вессо Телеком-СПб", имеющей статус петербургского филиала московского пейджинг-оператора ЗАО "Таском".<BR>Это уже вторая подобная операция, проведенная "Пейджнетом" в этом году, которая позволила компании отвоевать около трети городского рынка пейджинговой связи.<BR>Как сообщили "ДП" в офисе ООО "Экском" (генеральный дилер ООО "Пейджнет"), владелец 100% акций "Таскома" иностранный подданный Сашо Веселинский вошел в состав совладельцев компании Pagenet Ltd (Великобритания), которая, в свою очередь, является совладельцем (96%-ная доля) ООО "Пейджнет". Оставшаяся доля "Пейджнет" принадлежит генеральному директору этой компании Ирине Глушко. Размер доли Сашо Веселинского в Pagenet Ltd не разглашается.<BR>"После того как частота, на которой работал "Вессо Телеком-СПб", будет переоформлена на "Пейджнет", возможно, этот филиал "Таскома" будет ликвидирован", -- говорит Ирина Глушко.<BR>4000 абонентов "Вессо Телеком- СПб" переходят к новому оператору без изменения номеров и тарифов. Процесс слияния начался 1 октября и, по прогнозам, закончится к началу ноября. По словам Романа Тантлевского, генерального директора ООО "Экском", к концу этого же месяца "Экском" планирует присоединить еще двух операторов. Их имена пока не разглашаются.<BR>После слияния число активных абонентов "Экскома" составит 22.000. Это около трети всего рынка пейджинговой связи в Петербурге. Ежемесячно, по словам Романа Тантлевского, к его сети подключается более 1500 новых пользователей.<BR>"Одна радиочастота позволяет обслуживать до 10.000 абонентов, -- рассказывает Роман Тантлевский, -- при увеличении этого числа неминуемо возникают задержки, то есть сообщение может идти очень и очень долго. У нас до объединения с "Таскомом" было две частоты, теперь их три, так что резерв для новых пользователей обеспечен".<BR>Большинство сотрудников присоединенного оператора пока останутся на своих местах. Количество телефонистов "Экскома" увеличилось до 53. После реконструкции офиса их число достигнет 70.<BR>Переманивай,<BR><B>чтобы выжить</B><BR>"На мой взгляд, "Экском" преследовал несколько целей, -- размышляет Ярослав Прокопович, директор по маркетингу ЗАО "Неда" (торговая марка "НЕДА-Пейджинг"). -- Во-первых, им нужна была третья радиочастота, так как ресурсы двух имеющихся почти исчерпаны. Один из выходов в такой ситуации -- приобретение компании, у которой эта частота есть.<BR>Кроме того, темпы роста рынка пейджинговой связи сегодня очень малы. Для увеличения абонентской базы необходимо опять же перекупить ее. Но здесь таится опасность, так как многие пользователи перекупаемой компании могут просто задуматься: "А нужна ли эта связь вообще?" Часть из них перейдет к другим операторам, часть вообще перестанет пользоваться пейджерами".<BR>Ярослав Прокопович вспомнил пример ООО "Петерком", которое слилось с ЗАО "Пейджерком Санкт-Петербург" летом текущего года, когда большое количество клиентов поглощаемого оператора разбежалось. Но в том случае пользователям сменили номера на новые, подняли стоимость услуг и ликвидировали привычный телефон операторской службы. Многие остались недовольны таким мерами и предпочли другого оператора.<BR>"Экском" уже имеет опыт присоединения абонентских баз. В июле 2001 года 1000 пользователей пейджинговой сети BBG Communications (торговая марка BBG) перешли на обслуживание в "Экском". Роман Тантлевский утверждает, что этот опыт был удачный, несмотря на то что пользователям пришлось сменить номера своих пейджеров. В нынешней ситуации абоненты при переходе ничего не потеряли. Обслуживание продолжается в привычном для них режиме, то есть номера пейджеров остаются прежними, впрочем, как и тарифы и телефоны операторских служб. В то же время клиенты получают возможность использовать удобный номер операторской службы 053, бесплатные звонки с таксофонов и вариант оплаты услуг через Сбербанк. В ближайшее время "Экском" намеревается ввести оплату через Интернет и по pre-paid картам.<BR><B>Будем укрупняться</B><BR>По оценкам московских аналитиков, на рынке пейджинговой связи не может существовать такое количество операторов, какое наблюдается сегодня в Петербурге. Рынок очень маленький, чуть более 60.000 абонентов, а операторов аж 12 компаний. В таких условиях выжить могут только сильные игроки. "Уже в 1996 году в Москве появилась тенденция к консолидации операторов пейджинговой связи, -- вспоминает Андрей Брагинский, вице-президент инвестиционной компании "Ренессанс Капитал". -- В конце концов остались только крупные игроки. А вообще, у пейджеров в России, как мне кажется, перспективы развития близки к нулю".<BR>Подобное отношение к односторонней связи -- не редкость. Надежда Голубева, аналитик инвестиционной группы "Атон", которая занимается исследованием телекоммуникационных рынков, вообще отказалась комментировать перспективы пейджинговой связи. "Сейчас этот рынок настолько мал, что у нас даже никто его анализом не занимался", -- говорит она.<BR>Общий объем рынка в Петербурге, по оценке аналитиков, составляет $490-500 тысяч в месяц. С начала 2001 года в денежном измерении рынок вырос всего на 7%, а в количественном (по числу абонентов) -- на 12%. Разброс связан с политикой снижения цен и оптимизацией тарифов, проводимой пейджинговыми компаниями.<BR>Роман Тантлевский согласен с московскими аналитиками в том, что такому количеству небольших операторов в Петербурге не жить. "Таском" -- тому подтверждение. Конкуренция его просто убивала, причем основным оружием был откровенный демпинг", -- утверждает генеральный директор "Экскома".<BR>Для поддержки падающего интереса к пейджинговой связи в Петербурге было создано неформальное объединение "Пейджинг клуб", в которое вошли семь крупных операторов города, в том числе и "Экском". В цели клуба входит проведение PR-акций для привлечения потенциальных пользователей к пейджерам и их новым возможностям. Такой акцией стал Пейджинг-фестиваль, начавшийся 15 октября. Организаторы "Пейджинг клуба", созданного летом текущего года, надеются на дополнительный рост численности абонентов на 5-10% в год после проведения фестиваля. (Д.Б.)