00:0016 октября 200100:00
242просмотров
00:0016 октября 2001
В этом сезоне Петербург наконец-то откликнулся на требования экологической моды. В окрестностях города появились первые велорикши.
<BR><BR>В этом сезоне Петербург наконец-то откликнулся на требования экологической моды. В окрестностях города появились первые велорикши.<BR>Такси с двигателем в одну человеческую силу стремительными темпами завоевывают популярность по всей Европе. Завоевание Северо-Запада России велорикши начали с Петергофа.<BR>Эх, прокачу!<BR>Петергофские велорикши отработали этим летом свой первый сезон. 10 двухместных колясок, с прикрепленными к ним велосипедами, катали посетителей парков по "заповедным" местам.<BR>По словам директора Государственного музея-заповедника "Петергоф" Вадима Знаменова, музей давно нуждался в подобном нововведении: "Необъятную территорию Петергофа не обойти за один день, а среди "любителей" фонтанов не редки пожилые люди и дети, которым справляться с проблемой многочасовой ходьбы сложно". Создать на территории музея "велопарк" предложил в начале лета частный предприниматель Сергей Рыбаков. Он заключил с "Петергофом" договор, закупил "чудо-машины" -- и катания начались. "Возницами" стали школьники и студенты, желающие подзаработать, а заодно и накачать мускулатуру.<BR>"Этот сезон для велорикш был пробным, -- рассказывает заместитель директора музея Юрий Таннер, -- поэтому особых требований мы к ним не предъявляли. Главное, чтобы не было недовольных со стороны посетителей. Кажется, всем новый транспорт понравился. На будущий год -- где-то с мая -- велорикши опять появятся в парке". Кроме того, по словам Вадима Знаменова, инициаторы проекта обязались восстановить велосипедные дорожки, существовавшие в парках еще на заре велосипедной эры.<BR>"Пока гуляющие в парке на велорикш не "кидались", -- поделился наблюдениями "завсегдатай" парка -- торговец сувенирами. Дневная выручка рикши редко превышала 2-3 сотен рублей. Видимо, как и ко всему новому, к велорикшам потребителей необходимо приучать постепенно.<BR><B>Старый рынок</B><BR>Точное время появление "рикши" на Земле не установлено. Известно, что твердую правовую основу этот вид деятельности получил примерно 130 лет назад. Дело в том, что в 1867 году хитроумный американец Гобл запатентовал рикшу в Японии. С начала 1920-х годов рикши появились в странах Восточной и Южной Азии. Приставку "вело" рикши приобрели 10 лет спустя. С тех пор конструкция велосипед плюс коляска не сильно изменилась. На Востоке рикши, зарабатывающие на хлеб этим изнурительным трудом, время от времени пытаются усовершенствовать свое "рабочее место". 72-летний неграмотный велорикша из Нагпура, индиец Джаббар Бхаи, борясь с конкурентами, "снабдил" своего трехколесного друга четырьмя зубчатыми передачами. Теперь велорикша-пенсионер легко покрывает расстояние в 700 километров за 14 дней. Стоимость его ноу-хау составила $37. Директор Индийского технологического института Амитабха Гхош поступил еще проще -- он изобрел новую систему тормозов для велорикш, которая позволяет вознице затрачивать на 44% энергии меньше. На снабжение новым тормозом одной велоколяски требуется около $60. Лет 20 назад в той же Индии, где рикши -- полноправные участники уличного движения, пытались ввести моторизованную версию. Но моторикши "не прижились" -- для их вождения обязательно было получить права и научиться "ухаживать" за двигателем. В результате почти все попытки модернизировать этот транспорт терпят поражение: владельцы веломашин не стремятся тратить много денег на "эволюцию" рикш. На улице полно безработных бедняков, готовых работать в любых условиях.<BR><B>Самый писк</B><BR>Во многих странах велорикши давно стали хотя и немного экзотичным, но вполне конкурентоспособным бизнесом. По улицам Берлина с этого года разъезжают 50 велорикш стоимостью $5900 каждая. Немецкие рикши имеют гидравлические тормоза, 7-ступенчатую коробку передач и пневмоподвеску. Водители берлинских рикш -- самые высокооплачиваемые в мире. Они получают почасовой минимум в $13 плюс % от выручки. Плата за проезд на велорикше -- чуть больше автобусной.<BR>В Париже этим летом на работу выехали 120 велорикш. Предварительные исследования рынка показали, что каждый второй парижанин от этого новшества в восторге. Даже несмотря на "французский нюанс" -- пассажиру тоже приходится крутить педали.<BR>Не отстает и Будапешт -- там велорикши, как и в Петергофе, должны были этим летом стать гвоздем туристской программы. В Бангкоке "тук-туки", как называют там трехколесные такси с педалями, очень популярны среди туристов. Стоимость проезда колеблется от 20 до 150 бат (1 таиландский бат эквивалентен примерно $0,022). В провинциальных городках Таиланда за несколько бат катают на "классическом" велорикше "самло".<BR>В Пекине объехать на велорикше культовую площадь Тянаньмень стоит $15 -- безумные для китайцев деньги, поэтому по таким ценам услуги местных "таксистов" покупают только иностранные туристы. При этом говорят, что большинство велорикш Китая не брезгуют и вымогательством. Изначально договариваясь об одной цене, по окончании поездки "веловодитель" может потребовать раз в 10 больше.<BR>По мнению наблюдателей, в России этот бизнес находится в стадии зачатия, поэтому не так коррумпирован. Помимо Петергофа велорикши появились в этом году и на курортах Евпатории. Местная мэрия пока "пожалела" велорикш и предписала им работать в "щадящем режиме" -- на маршрутах протяженностью не более километра. Стоимость одной поездки "от гостиницы до пляжа" не превышала в этом году 2 гривен (около $0,4). (Н.В.)