00:0016 октября 200100:00
17просмотров
00:0016 октября 2001
Российский международный реестр судов -- единственная возможность вернуть под российский флаг отечественный флот , 60% которого зарегистрировано в оффшорных компаниях. Таково мнение специалистов Министерства транспорта РФ.
<BR><BR>Российский международный реестр судов -- единственная возможность вернуть под российский флаг отечественный флот , 60% которого зарегистрировано в оффшорных компаниях. Таково мнение специалистов Министерства транспорта РФ.<BR>На сегодняшний день Россия осталась одной из немногих стран, у которых отсутствует международный ("второй") судовой реестр.<BR>Министерство транспорта РФ (Росморфлот) совместно с Центральным научно-исследовательским институтом морского флота подготовили пакет документов, включающий проект закона "О Российском международном реестре судов", который на днях отправят на рассмотрение в Правительство РФ. О необходимости принятия данного закона рассказывает заведующий отделом развития флота ЗАО "Центральный научно-исследовательский институт морского флота" Сергей Буянов.<BR>-- В странах Европейского Союза под "удобными" флагами зарегистрировано 67,5% совокупного тоннажа морского торгового флота, контролируемого судовладельцами этих стран. Наиболее высокой долей тоннажа под иностранными, в основном "удобными", флагами отличаются Швеция (86,0% всего контролируемого флота), Япония (82,5%), Канада (80,5%), США (77,1%), Германия (76,0%), Греция (69,9%). Несколько ниже этот показатель в Великобритании (59,4%), во Франции (55,9%), в Италии (35,9%), в Нидерландах (44,9%).<BR>В России уход судов в оффшорные зоны начался с 1992 года и продолжается по настоящее время. В 1992 году доля судов под иностранными флагами составляла 18,4% от общего объема тоннажа России, а на начало 2001 года эта величина достигла 60% без учета судов смешанного (река-море) плавания. Это означает, что если эту тенденцию не остановить, то через 5-7 лет морских судов под отечественным флагом практически не останется, что повлечет за собой соответствующие экономические и политические последствия.<BR>Международный реестр применяется более чем в 20 странах мира. Сейчас уже Финляндия, Латвия, Украина рассматривают вопрос о введении закона о международном реестре судов. Россия также пришла к тому, что это необходимо. История его создания тянется с мая 1998 года. На одной из коллегий Минтранса РФ было принято решение о разработке проекта создания данного реестра. Центральный научно-исследовательский институт морского флота привлекли к созданию реестра.<BR>Была организована рабочая группа, куда вошли представители Росморфлота, Союза российских судовладельцев и других организаций. Нас привлекли как научную организацию. К концу 1998 года был подготовлен проект. Возглавлял всю работу Фонд целевых программ свободных экономических зон при Государственной думе. В связи с переизбранием депутатов Государственной думы в конце 1999 года работа над проектом закона затормозилась.<BR>Следующий этап начался в марте 2000 года, когда состоялось очередное заседание коллегии Минтранса по этому же вопросу. ЦНИИ МФ сделали главным исполнителем подготовки проекта закона.<BR>Существуют определенные стадии принятия закона. Во-первых, закон нужно было согласовать с подразделениями Росморфлота, после чего последовало согласование со структурами Минтранса и остальными министерствами и ведомствами, что очень непросто сделать.<BR>К примеру, с Министерством обороны РФ у нас одна статья: что делать в чрезвычайных ситуациях. Итак, к нам приходит иностранное судно, мы принимаем его в свой реестр, поднимаем флаг Российской Федерации. Это совсем не означает, что в случае чрезвычайной ситуации мы можем использовать суда иностранного государства для своих транспортных перевозок. В конечном счете с Министерством обороны мы все уладили. С другими ведомствами хуже.<BR><BR>-- В чем проблемы?<BR>-- Например, получаем такие письма, где сообщается, что наш закон противоречит Налоговому кодексу РФ. Ну конечно, противоречит. Он и задумывается как альтернатива, как особый налоговый режим, создание которого, кстати, предусматривается тем же самым Налоговым кодексом. Мы должны создать нормальный второй реестр, как и в любой цивилизованной стране. Если судоходная компания не будет иметь возможность свободно перемещать валютные средства для того, чтобы оплачивать фрахт, еще какие-то расходы без всяких ограничений, которые налагаются инструкциями Центробанка, то и работать эта компания в России не будет. Для того чтобы наш проект закона сам по себе работал, необходимо подготовить дополнения и изменения в законодательство РФ. Все эти изменения были подготовлены: в налоговый, таможенный кодексы, кодексы Центробанка, торгового мореплавания. Так что сейчас у нас полностью готов пакет документов, включающий проект закона и дополнения-изменения.<BR>Остались последние штрихи -- представить пакет документов в Правительство РФ.<BR><BR>-- Почему все-таки реестр необходим?<BR>-- Необходимость проекта определена тем же самым Правительством и другими органами. Этот вопрос рассматривался на Совете Безопасности в 1999 году. Кроме этого было два постановления Правительства РФ -- от января и июня 2000 года, а также указ Президента РФ от 4 марта 2000 года. И везде обозначалось одно -- создать российский международный реестр судов.<BR>Смысл проекта закона прост: 60% судов работают сегодня под иностранными флагами. Они не платят никаких налогов в бюджет РФ за исключением части экипажа, которая работает по договору. Мы предлагаем вернуть эти суда в Россию, создав для них такие же условия, которые существуют в оффшорных компаниях. Но при этом суда будут плавать под российским флагом, они будут освобождены от всех налогов и сборов. Они выплачивают только два вида сборов: регистрационный и постоянный ежегодный. Эти сборы будут перечисляться в российский бюджет.<BR><BR>-- Какова сумма этих сборов?<BR>-- Суммы здесь невелики. Тем не менее $1,5 млн в год мы будем перечислять в бюджет. Это ориентировочная сумма со всех судов, которые придут к нам в первые 3 года работы реестра. Причем количество членов экипажей (граждан России) будет существенно больше, все будут платить подоходный налог, и даже при 13% налога суммы получаются большие -- от $4 млн и выше. Даже эти небольшие цифры показывают, что какой-то плюс от реестра есть в отличие от сегодняшней ситуации. Государство ничего не теряет.<BR><BR>-- Для работы реестра будет создаваться отдельная компания?<BR>-- Это будет государственное предприятие (ГП), либо ГУП, исходя из того, что реестр будет поднимать государственный флаг РФ. Хотя в дальнейшем возможны и другие формы собственности. Затраты на содержание реестра тоже небольшие. Будет помещение и штат из 10 человек. Чтобы все это запустить в дело, необходимо $50-70 тысяч.<BR><BR>-- Что можно ожидать от Правительства по отношению к проекту закона?<BR>-- Есть несколько вариантов. Первый: Правительство передаст закон на рассмотрение в Государственную думу. Второй -- Министерство транспорта РФ может попросить еще раз пройти согласования с теми ведомствами, которые дали отрицательное заключение на проект закона. Вариант, что проект закона так и не будут рассматривать, маловероятен. Цифры говорят сами за себя.<BR><B>Справка</B><BR><B>Страны "удобного" флага с низкими налогами на судовладельцев</B><BR>Багамы, Белиз, Бермуды, Кайманы, острова Кука, Кипр, Гибралтар, Гондурас, Ливан, Либерия, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Нидерландские Антильские острова, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Шри- Ланка, Тувалу, Вануату, Антигуа, Барбуды.<BR>Элементы режима "удобного" флага применяют судовые регистры: Норвегии, Дании, Германии, острова Мэн (Великобритания), Люксембурга, Канарских островов (Испания), Мадейры (Португалия), Каргелена (Франция), Гонконга, Сингапура и Филиппин.<BR><B>Международная практика</B><BR>В международной практике вторые реестры противодействуют утечке национального флота под "удобные" флаги, помогают судовладельцам сократить высокие затраты. Суда, включенные в такой реестр, участвуют только в международных перевозках. Международный реестр применяется более чем в 20 странах мира. Как правило, во "втором" реестре сосредоточено более половины всего торгового флота страны под национальным флагом. Владельцы судов "второго" реестра освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Они уплачивают лишь регистрационный взнос и ежегодные сборы (в среднем $1000 -- $6000 в год с судна в зависимости от тоннажа). Этот режим не освобождает судовладельцев от уплаты портовых сборов.<BR>