Судовладельцы голосуют за "удобство"

ЦНИИ морского флота подсчитал убытки России от работы отечественных судов под "удобным" флагом.

<BR><BR>ЦНИИ морского флота подсчитал убытки России от работы отечественных судов под "удобным" флагом.<BR>Анализ последних 6 лет (1995-2001 годы) показывает, что морской торговый флот под российским флагом ежегодно уменьшается (с 9,5 млн т дедвейта в 1995 году до 4,8 млн т в 2001 году). Сокращается и объем чистой валютной выручки, полученной от работы морского флота (с $508,7 млн в 1995 году до $210,2 млн в 2000 году). Соответственно уменьшаются и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, а также число рабочих мест, как среди плавсостава, так и на берегу.<BR>Одной из причин кризисного положения российских судоходных компаний является высокая доля налогов (включая налоги, сборы, пошлины и другие отчисления) в стоимости транспортных услуг, особенно по сравнению с компаниями стран "удобного флага", с которыми конкурирует флот России. "Это не позволяет отечественным судовладельцам осуществлять воспроизводство основных фондов, в результате чего флот России сокращается, уменьшая налогооблагаемую базу", -- говорится в пояснительной записке к проекту закона о "Российском международном реестре судов".<BR>По статистике, из 175 судов, построенных для российских судовладельцев в 1992-2000 годах, 90% имеют иностранный флаг. Специалисты ЦНИИ МФ объясняют такую тенденцию тем, что российские коммерческие банки могут кредитовать судостроение только на короткий период по ставке от 14% годовых в валюте, а зарубежные банки выдают кредиты на срок 7-9 лет под приемлемые проценты, однако, обеспечивая возвратность своих вложений, выдвигают требование о регистрации новых судов под иностранную юрисдикцию. Поэтому российские судовладельцы для получения выгодных кредитов на строительство флота вынуждены соглашаться с таким условием.<BR>В пояснительной записке проекта закона говорится, что при регистрации судов в России, приобретенных за рубежом, отечественные судоходные компании сталкиваются с беспрецедентной практикой: необходимостью единовременной оплаты налоговых и таможенных сборов, которые достигают 25-30% от стоимости судна. Подтверждением такой практики являются расходы компании ОАО "Лукойл-Арктик-Танкер", оплатившей $10,7 млн за одно судно типа "Волгоград", и ОАО "Дальневосточное морское пароходство", оплатившей $6,5 млн за контейнеровоз "Владивосток".<BR>Таким образом, высокий уровень налоговых и таможенных платежей не позволяет отечественным судоходным компаниям рентабельно эксплуатировать флот, и поэтому они вынуждены регистрировать свой флот в странах "удобного" флага, в которых уровень налогообложения на порядок ниже, чем в странах Западной Европы. (С.О.)