Оборонительный маркетинг

В ноябре 2000 года для устранения конкуренции между государственными посредниками путем слияния ФГУП "ГК "Росвооружение" и ФГУП "Промэкспорт" было создано федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", которое является единственным

<BR><BR>В ноябре 2000 года для устранения конкуренции между государственными посредниками путем слияния ФГУП "ГК "Росвооружение" и ФГУП "Промэкспорт" было создано федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", которое является единственным на сегодняшний день государственным посредником в области военно-технического сотрудничества, имея лицензию на весь спектр поставляемой российской продукции.<BR>Заместитель руководителя Северо-Западного представительства ФГУП "Рособоронэкспорт" Геннадий Исакеев считает, что одна из главных проблем, стоящая перед предприятиями военно-оборонного комплекса, -- это организация продаж.<BR><BR>-- Мы решаем ее комплексом маркетинговых мер. Существуют соответствующие подразделения внутри самого "Рособоронэкспорта", занимающиеся региональными рынками -- азиатско-тихоокеанским, ближневосточным, европейским и др. Кроме того, существуют специализированные государственные институты, которые отслеживают общие тенденции изменения рынка вооружений и развития отдельных видов оружия. При определении перспектив особенно важно знать, какой уровень научно-технического прогресса, используемых технологий, подготовки специалистов и какие внутренние мощности предприятий будут востребованы на рынке, скажем, через 5 лет. На сегодняшний день предприятия оборонно-промышленного комплекса находятся на различных уровнях и по модернизации, и по владению современными технологиями.<BR>Сегодня для нас наиболее интересные регионы -- это Северо-Западный, Центральный и Дальневосточный.<BR><BR>-- Какое российское вооружение наиболее конкурентоспособно на внешнем рынке?<BR>-- Однозначно сказать сложно, по группам вооружения ситуации разные. Вопрос присутствия того или иного вида оружия в различных регионах -- это вопрос не только и не столько технологичности, сколько политики. Получается, что в каких-то отдельных регионах мы можем конкурировать с западными производителями по танкам, но абсолютно не имеем конкурентов в области вертолетной техники. В соседней же стране ситуация может оказаться противоположной по тем же позициям. И даже не из-за разницы цен, а в силу сложившихся исторических контактов между странами на правительственном уровне.<BR>-- Изменилось ли что-либо в стратегическом плане по рынкам сбыта в связи с вступлением России в антиталибскую коалицию?<BR>-- Пока нет.<BR><BR>-- В июне 2001 года на вашем предприятии была образована рабочая группа в области инновационной деятельности. Чем она занимается?<BR>-- Одна из задач -- создание информационной базы инновационных проектов, которая постоянно пополняется. Предстоит еще серьезная работа по осмыслению и оценке этих проектов, сроков их окупаемости, патентопригодности. Критериями являются мировой приоритет данного вида продукции или его экономическая привлекательность. Таким образом, из всего объема приходящей к нам информации мы пытаемся выделить те проекты, которые действительно могут заинтересовать наших партнеров. Эти проекты представляются на выставках высоких технологий, в которых принимает участие наше предприятие. В настоящее время по ряду проектов от иностранных заказчиков получены коммерческие запросы на совместную реализацию.<BR><BR>-- Вы работаете в одиночку?<BR>-- Мы активно привлекаем к сотрудничеству другие организации и предприятия. Так, первый семинар по реализации инновационных проектов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса мы провели совместно с Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга и Союзом профессионалов международного сотрудничества.<BR>По мере развития деятельности мы неизбежно будем привлекать к сотрудничеству ряд специализированных предприятий и организаций. Нам будет необходимо взаимодействие с финансовыми институтами, консалтинговыми и аудиторскими компаниями и т.д. Мы открыты к сотрудничеству.<BR><BR>-- На какие рынки -- внутренние или внешние -- ориентированы инновационные проекты, продвижением которых занимается "Рособоронэкспорт"?<BR>-- В основном на внешние.<BR><BR>-- Как решается вопрос интеллектуальной собственности?<BR>-- Это весьма болезненный вопрос. Существующее законодательство в области интеллектуальной собственности при ближайшем рассмотрении на эти вопросы ответов не дает. Кроме того, возвращаясь к вопросу о приватизации: все предприятия, которые были в свое время приватизированы, были приватизированы с точки зрения имущественного комплекса. А интеллектуальная собственность -- то, что десятилетиями нарабатывалось многочисленными НИИ, КБ, заводами, экспериментальными производствами, -- как бы отошла к новым собственникам даром. И сегодня, когда достаточно остро стоит вопрос о возврате государства в те сферы, где оно свои позиции утратило, на мой взгляд, нельзя недооценивать "интеллектуальное имущество".<BR>Вопрос защиты интеллектуальной собственности недешев, требует регулярных вложений, но и обещает принести весомую отдачу.<BR>Думаю, что в ближайшем будущем вопросы управления интеллектуальной собственностью будут частично решаться по мере возникновения крупных отраслевых холдингов, вынужденных заботиться о своем существовании. А общее решение лежит на уровне государственной политики.<BR><BR>-- Насколько финансово емки те инновационные проекты, которыми сегодня занимается "Рособоронэкспорт"?<BR>-- Сегодня мы определили себе границу в $10 млн. Это цифры, относящиеся к так называемым розничным продажам, т.е. товарам, на которые можно сформировать стандартные пакеты заказов. Мы сейчас поставили задачу наладить продвижение проектов средней ценовой категории. Проекты более дорогие, как правило, более тяжелы не с точки зрения продвижения вообще, а с точки зрения координации усилий гораздо большего количества организаций в процессе реализации такого проекта. Другими словами, для того, чтобы запустить в производство спектрометр, достаточно одного инвестора и одного промышленного предприятия-исполнителя. А для того чтобы разработать и превратить в готовый продукт мобильную атомную электростанцию, потребуется участие гораздо большего количества организаций, в том числе и международных.<BR>Мы сейчас взялись за формирование розничного рынка инновационных проектов, что предполагает маркетинговое исследование, оценку инновационной безопасности, составление пакета документов, формирование инновационной базы данных и т.д.<BR><BR>-- Каковы источники финансирования для реализации инновационных проектов?<BR>-- И собственные средства "Рособоронэкспорта", и привлечение финансирования со стороны третьих структур, в том числе под гарантией "Рособоронэкспорта". В любом случае это не бюджетные средства.<BR><BR>-- Есть ли конкретные примеры продвижения проектов?<BR>-- Например, завод "Прибор". Основываясь на данных по предварительному изучению спроса на продукцию предприятия -- бортовые системы регистрации параметров движения ("черные ящики") и газоанализаторы, подготовлен инвестиционный проект, вызвавший интерес инвесторов. "Рособоронэкспорт" совместно с АО "Завод "Прибор" представил проект и натурные образцы на выставке в Китае, проходившей с 7 по 12 октября 2001 года.