ЧИТАЕТ

Эх, деревня, ухнем!

<BR><BR>Эх, деревня, ухнем!<BR>Многоукладная аграрная экономика и российская деревня (середина 80-х -- 90-е годы XX столетия) /Е.С. Строев, С.А. Никольский, В.И. Кирюшин и др.; Под ред. Е.С. Строева. -- М.: "Колос", 2001. -- 622 с.<BR>Этот внушительный том создавался по-деревенски -- большой и дружной бригадой. В списке авторов кандидаты и доктора наук, академики Российской академии наук. Все 32 фамилии расставлены по алфавиту, кроме одной: Егор Строев стоит впереди, как положено бригадиру.<BR>Авторы постарались отразить весь комплекс проблем (социальных, экономических, психологических), связанных с перестройкой на селе в конце XX века. Рассмотрены взаимоотношения деревни и власти, современный аграрный рынок, проблемы современной технологической политики. Один раздел целиком посвящен изображению деревни в литературе и кинематографе. Книгу впору назвать сборником статей. Части разделов слишком отличаются друг от друга, чтобы быть частями одной книги. Кажется случайным и подбор статей. Так, в разделе о месте сельского хозяйства в мировой экономике описаны всего две страны -- Израиль и Япония. Это тем более странно, что ни та, ни другая страна аграрными считаться не могут.<BR>Практическое применение могут иметь приложения, где приводятся разнообразные статистические данные до 1999 года включительно, от численности сельского населения и структуры продукции до использования зерновых ресурсов и доли импорта (57 таблиц).<BR><BR><B>Игра слов в русском переводе</B><BR>Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. -- СПб.: Питер, 2001. -- 512 с.: ил.<BR>Менеджмент накопил немало знаний о структуре организации, но вот данные эти разрозненны. Кроме того, большинство статей и книг по структурированию организаций ориентированы на ученых. Когда практики продерутся через неудобоваримые термины, их ждет неприятный сюрприз. Авторы предпочитают говорить о том, что и так давным-давно известно.<BR>Первый опыт создания сводного труда, написанного человеческим языком, относится к середине 1970-х. Минцберг обобщил выводы исследователей в солидном фолианте (512 страниц мелким шрифтом). Опыт создания более сжатого труда бросил автора в другую крайность. В 1981 году в журнале Harvard Business Review он опубликовал 14-страничную статью по структуре организации. Третий опыт наиболее приемлем. По стечению обстоятельств, в русском переводе книги оказались те же 512 страниц, что и в первом труде профессора Минцберга.<BR>Генри Минцберг считает, что существует пять основных типов структур: простая, машинная бюрократия, профессиональная бюрократия, дивизионная форма и адхократия. В пределах каждой преобладает одна из пяти основных частей организации. Повторение числа 5 подтолкнуло автора назвать свою книгу Structure in Fives ("Структура из пяти", или "Структура в кулаке"). Автор излагает материал ясно и логично. Основные положения книги выделены полужирным шрифтом. Занятые читатели могут прочитать только их, получив в итоге конспект центральной линии аргументации.<BR><BR><B>Котлер снова на коне</B><BR>Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок/Пер. с англ. под ред. В.А. Голтдича и А.И. Оганесовой; Науч. ред. и авт. вступ. ст. Б.А. Соловьев. -- М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. -- 272 с.<BR>Программная книга Котлера Marketing Management впервые была издана на русском в 1976 году. Текст сократили на 3/4, но все-таки издали! С тех пор она неоднократно переиздавалась. Новое издание -- не переделка классического труда. В новой книге Котлер говорит о тех тенденциях в маркетинге, о которых и не подозревал в 70-80-е. На смену прежнему миру пришла "глобальная деревня". На смену конкуренции пришла гиперконкуренция. На смену индустриальному обществу пришла информационная экономика. Англосаксов теснят латноамериканцы и китайцы. Малейшее достижение одной фирмы мгновенно копируют остальные. В XXI веке компаниям не нужно много места. Они могут быть виртуальными и находиться везде.<BR>Книга состоит из четырех частей: "Стратегический маркетинг", "Тактический маркетинг", "Административный маркетинг" и "Трансформация маркетинга". В конце каждой главы -- "Вопросы для обсуждения". В книге рассматриваются различные типы планов маркетинга (по товарной марке, по товарам, по сегменту рынка). Уделяется внимание и оценке маркетинговой деятельности. Котлер предлагает проводить анализ трех "оценочных листов": финансового (прибыль и убытки), маркетингового (динамика продаж и доля рынка) и долевого (удовлетворенность акционеров). Примечания содержат ссылки на литературу к каждой главе.<BR><B>Обзор подготовил Федор Шумилов</B>